Л Е К Ц И Я 1
Приветствую всех собравшихся. Меня просили с вами говорить о Священном Писании Нового Завета. И мы должны к этому отнестись со всей серьезностью, потому что Св.Писание Нового
Завета - это Слово Божие, Слово Того, Кто сотворил мир из ничего, Кто сказал "Да будет!" - и стало.
В чем, собственно, должно по-настоящему заключаться изучение Нового Завета? В том, чтобы просто-напросто выучить его наизусть, вообще-то говоря. Прп. Серафим Саровский говорил, что ум человека должен как бы плавать в Слове Божием. Ум должен находить опору для всех своих дел, для всех своих решений, для всех своих слов именно в Священном Писании Нового Завета.
И в идеале его надо, конечно, знать наизусть.
Я помню, когда учился в московской семинарии, был у нас такой преподаватель, ныне покойный архимандрит Иоанн Маслов, который, когда ему отвечали что-то невпопад, своими словами, в праведном гневе говорил:"Вы у меня заговорите словами апостола
Павла". А ведь правда: вместо того, чтобы что-то измышлять, думать как сказать, как определить, как назвать какое-то явление, просто надо знать Св.Писание, знать слова апостола Павла и этими словами сказать, ответить, объяснить то, чего от нас требуют или люди, или обстоятельства, или наша совесть.
Мы часто ищем, думаем, а на самом деле надо просто знать, перед нами все есть. Св.Писание, Святое Евангелие, Послания апостольские - это нам дано Господом, брошен якорь, пожалуйста, хватайтесь за него, держитесь за него - и спасетесь, и не потонете, не погибнете.
Есть традиционное разделение всех книг Св.Писания. Их всего 27, как вы знаете: 4 Евангелия, Деяния свв.апостолов, 7
Соборных посланий, одно - Иакова, два - Петра, три - Иоанна, одно - Иуды, 14 посланий св.ап.Павла и один Апокалипсис св.Иоанна Богослова.
Традиционно эти книги разделяют на исторические, учительные, пророческие и законоположительные. Традиционно считается, что законоположительные, это - 4 Евангелия, исторические - это
Деяния свв.апостолов, учительные - это Соборные послания апостолов и ап.Павла, а пророческие - это Апокалипсис Иоанна
Богослова.
Конечно, все эти книги в основном отвечают этим определения. С другой стороны, все четыре категории распространяются на каждую, потому что и четыре Евангелия, хотя они и законоположительные, заключают в себе много исторического и учительного, пророческого. И хотя историческими называются Деяния апостолов, но они в себе тоже заключают много и пророческого, и учительного. И пророческая книга - Апокалипсис Иоанна Богослова тоже и законоположительна, и учительна. Но все эти книги, какими бы они ни были, законоположительными, историческими или учительными, - они все для нас законоположительны. Всякое слово Св.Писания для нас законоположительно. Это для нас критерий истины, определение - как нам поступать, что говорить, что делать.
Если даже в некоторых посланиях ап.Павла говорится: "Прочим же я говорю, а не Господь", или "Даю вам совет", - то говорится это от величайшего смирения. А на самом деле все апостолы имели Духа Божиего, и всё, что они говорят, для нас законоположительно. Так мы должны подходить к Св.Писанию Нового
Завета.
Есть такая особенность в нынешнем состоянии нашей церковности. У нас много всяких наук, есть всякие богословия - догматическое, нравственное, основное и т.д. Но все они по-настоящему должны опираться именно на Св.Писание Нового Завета, именно на Слово Божие. Удивительно видеть такие "богословские"
трактаты, в которых нет ни одного свидетельства Слова Божия, ни одной ссылки на Слово Божие. Есть такой у нас соблазн, заблуждение, увлечение, что порой богословия заграждают от нас первооснову нашего знания - именно Слово Божие, этот якорь, который держит нас в истине, чтобы нас не унесло никуда никаким ветром никакого лжеучения.
Много у нас шаблонов появляется богословских. Иногда человека спросишь о чем-то, а он говорит шаблон, нечто усвоенное, что на самом деле часто очень далеко отстоит от истины, от Слова Божьего, от слова апостолов.
Есть разные типы мышления, но мышление христианина - догматично. Догмат - это истина, которая открыта нам Самим Богом.
И на все вопросы о мироустройстве, о конечных причинах, - мы ищем ответ в слове Божием.
Для всего неразумного мира установлены свои законы - свое число, своя мера. А для свободного человеческого сознания дана заповедь. Господ говорит: вот живи так - и будешь жить вечно.
Поступай так - и будет тебе благо. И вот как нам поступать, как нам думать, действовать, от чего уклоняться, к чему стремиться, - это все открыто нам в Слове Божием.
Ап.Павел в послании к Евреям ( 24 0:12) говорит: "Ибо слово
Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого:
оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные".
В другом месте - Еф. 26 0:17 - ап.Павел говорит о том, что такое Слово Божие: "меч духовный, который есть Слово Божие".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.