Лекции о Священном Писании Нового Завета

Страницы работы

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  1

Приветствую всех собравшихся.  Меня просили с вами  говорить  о  Священном  Писании Нового Завета. И мы должны к этому отнестись со всей серьезностью, потому что  Св.Писание  Нового

Завета  - это Слово Божие, Слово Того, Кто сотворил мир из ничего, Кто сказал "Да будет!" - и стало.

В чем,  собственно, должно по-настоящему заключаться изучение Нового Завета?  В том, чтобы просто-напросто выучить его наизусть, вообще-то  говоря.  Прп.  Серафим Саровский говорил, что ум человека должен как бы плавать в Слове Божием.  Ум должен находить опору для всех своих дел, для всех своих решений, для всех своих слов именно в Священном Писании Нового  Завета.

И в идеале его надо, конечно, знать наизусть.

Я помню,  когда учился в московской семинарии,  был у нас такой преподаватель, ныне покойный архимандрит  Иоанн  Маслов, который, когда ему отвечали что-то невпопад, своими словами, в праведном гневе говорил:"Вы у меня заговорите словами апостола

Павла". А ведь правда: вместо того,  чтобы  что-то  измышлять, думать как сказать, как определить, как назвать какое-то явление,  просто надо знать Св.Писание, знать слова апостола Павла и этими словами сказать,  ответить,  объяснить то, чего от нас требуют или люди, или обстоятельства, или наша совесть.

Мы часто ищем, думаем, а на самом деле надо просто знать, перед  нами  все  есть. Св.Писание, Святое Евангелие, Послания апостольские - это нам дано Господом, брошен якорь,  пожалуйста,  хватайтесь за него, держитесь за него - и спасетесь, и не потонете, не погибнете.

Есть традиционное разделение  всех  книг  Св.Писания.  Их всего 27,  как вы знаете: 4 Евангелия, Деяния свв.апостолов, 7

Соборных посланий,  одно - Иакова,  два - Петра, три - Иоанна, одно -  Иуды,  14  посланий  св.ап.Павла  и  один  Апокалипсис св.Иоанна Богослова.

Традиционно эти книги разделяют на исторические, учительные, пророческие и законоположительные. Традиционно считается, что законоположительные, это - 4 Евангелия, исторические - это

Деяния свв.апостолов,  учительные  -  это  Соборные   послания апостолов и  ап.Павла,  а пророческие - это Апокалипсис Иоанна

Богослова.

Конечно, все эти книги в основном отвечают этим определения. С другой стороны, все четыре  категории  распространяются на каждую, потому что и четыре Евангелия, хотя они и законоположительные, заключают в себе много исторического и учительного, пророческого. И хотя историческими называются Деяния апостолов,  но  они  в себе тоже заключают много и пророческого, и учительного. И пророческая книга - Апокалипсис Иоанна Богослова тоже и законоположительна, и учительна. Но все  эти  книги, какими бы они ни были, законоположительными, историческими или учительными, - они все для нас законоположительны. Всякое слово Св.Писания для нас законоположительно. Это для нас критерий истины, определение - как нам поступать, что говорить, что делать.

Если даже в некоторых посланиях ап.Павла говорится: "Прочим  же я говорю, а не Господь", или "Даю вам совет", - то говорится это от величайшего смирения. А на самом деле все апостолы имели Духа Божиего, и всё, что они говорят, для нас законоположительно. Так мы должны подходить  к  Св.Писанию  Нового

Завета.

Есть такая особенность в нынешнем состоянии нашей церковности. У нас много всяких наук,  есть всякие богословия - догматическое, нравственное, основное и т.д. Но все они по-настоящему  должны  опираться  именно  на Св.Писание Нового Завета, именно на Слово Божие. Удивительно видеть такие "богословские"

трактаты, в которых нет ни одного свидетельства  Слова  Божия, ни одной ссылки на Слово Божие. Есть такой у нас соблазн, заблуждение,  увлечение,  что  порой богословия заграждают от нас первооснову нашего знания - именно Слово  Божие,  этот  якорь, который  держит нас в истине, чтобы нас не унесло никуда никаким ветром никакого лжеучения.

Много у нас шаблонов появляется богословских.  Иногда человека спросишь о чем-то,  а он говорит шаблон,  нечто усвоенное, что на самом деле часто очень далеко отстоит  от  истины, от Слова Божьего, от слова апостолов.

Есть разные типы мышления, но мышление христианина - догматично. Догмат - это истина, которая открыта нам Самим Богом.

И  на  все вопросы о мироустройстве, о конечных причинах, - мы ищем ответ в слове Божием.

Для всего неразумного мира установлены свои законы - свое число, своя мера. А для свободного человеческого сознания дана заповедь. Господ говорит:  вот живи так - и будешь жить вечно.

Поступай так - и будет тебе благо.  И вот как  нам  поступать, как нам думать,  действовать, от чего уклоняться, к чему стремиться, - это все открыто нам в Слове Божием.

Ап.Павел в  послании к Евреям ( 24 0:12) говорит:  "Ибо слово

Божие живо и действенно и острее всякого  меча  обоюдоострого:

оно проникает до разделения души и духа,  составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные".

В другом месте - Еф.   26 0:17 - ап.Павел говорит о том,  что такое Слово Божие: "меч духовный, который есть Слово Божие".

Похожие материалы

Информация о работе