Послание ап. Павла к Галатам

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  14

Послание ап. Павла к Галатам

Н.Н.Глубоковский называл   это   послание   "благовестием христианской свободы.

Первое упоминание о просвещении страны Галатийской светом христианства находим  в  книге  Деяний,  в  начале  рассказа о втором апостольском путешествии ап. Павла. После апостольского собора, проходя  по  городам,  ап.  Павел  со своими учениками

Силой, Лукой и Тимофеем передавали верным определения  собора.

И Церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.

Пройдя через Фригию и Галатийскую  страну,  они  не  были допущены Духом  проповедовать  слово в Асии.  Но положено было основание церквам в Галатии, в наиболее населенных городах ее:

Анкире, Пессинонте,  Гордии.  Никаких  других  подробностей об этом Деяния  не  сообщают,  а  начиная   рассказ   о   третьем путешествии апостола,   только   замечается,  что  проходя  по порядку страну Галатийскую и Фригию, ап. Павел уже утверждал в вере прежних  учеников  своих;  значит,  это  ученики явлись у апостола до третьего путешествия.

Из послания  узнаем,  как внимали галатийцы проповеди ап.

Павла. О силе веры их ап.  Павел выражается так:  "...если  бы возможно  было,  вы  исторгли  бы очи свои и отдали мне" (Гал.

4:15).

Продолжая третье проповедническое путешествие,  ап. Павел из Галатии прибыл в Ефес.  Сюда-то и дошли до него  неприятные слухи о появлении плевел,  посеянных после него лжеучителями в оставленной им Галатии.  Они успели внушить  галатам  мысль  о необходимости для спасения соблюдать обрезание и другие обряды религии ветхозаветной по вступлении в христианство.  Учение же ап. Павла о свободе от дел закона ветхозаветного объясняли его желанием приобрести любовь среди язычников,  а также указывали на то,  что  он  не был призван к апостольству непосредственно

Христом и не был живым слушателем Его.

К удивлению   ап.   Павла,   многие   из   галатов  скоро

"преложились во  ино  благовествование"  и  к   личности   его довольно охладели. Такое легкомыслие и безрассудство оскорбило и обеспокоило Павла.

Время и место написания послания

Свое послание  к  галатам  ап.  Павел  написал  во  время третьего путешествия -  из  Ефеса  в  начале  трехлетнего  там пребывания, т.к.  в  послании есть указание на первое и второе посещение апостолом Галатии.  А так как апостол  выражает  при этом удивление,  что  галаты  очень  скоро  "переходят к иному благовествованию", то значит и послание пишется  вскоре  после второго посещения    апостолом   Галатии.   Все   это   падает приблизительно на 56 год по Р.Х.

Разделение послания

Послание делится на следующие части:

- предисловие (1:1-10);

- защитительная  часть  (1:11-2:21),  в   которой   Павел разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство;

- вероучительная часть  (3-5:12),  где  Павел  раскрывает основную мысль послания об отношении Ветхого Завета к Новому;

- нравоучительная   часть    (5:13-6:10),    в    которой раскрываются начала  христианской  жизни  в  свободе от закона ветхозаветного;

- заключительные наставления (6:11-18).

Очевидно, что  по  главному  предмету  своего  содержания послание к  галатам  имеет  большое  сходство  с  Посланием  к

Римлянам. То и другое можно назвать сотериологическими.

*   *   *

Все послания   Павла   адресованы  либо  отдельным  лицам

(Филимону, Титу,  Тимофею),  либо  определенным   христианским общинам отдельных городов (римлянам,  солунянам,  коринфянам).

Лишь два   послания   направлены   по   адресу    коллективных христианских общин - евреям и галатам.

Какие церкви разумеет Павел, говоря о Галатии? До сих пор нет точного  ответа,  где  искать  адресатов  этого послания Галатийскую церковь.  Кто были галаты, к которым обращался ап.

Павел? От  ответа  на  этот  вопрос  зависит ответ и на другой вопрос - о времени и месте написания послания.  Здесь есть два варианта.

1). Северо-галатийская концепция.

Галатия -  это  область в центре Малой Азии (как у нас на картах), получившая  н  азвание  от  выселенных   туда   после восстания галлов (кельтов) ок.  300 г. до Р.Х. Это долина реки

Галис с главными городами Анкира (Табия) и Пессин (Пессинонт).

Павел посетил эту область впервые во время второго путешествия

(глава 16 Деяний).  Во второй раз он посетил Галатию во  время третьего путешествия (Деян. 18).

2). Южно-галатийская теория.

Более распространена та точка зрения, что Павлова Галатия

- это  римская  провинция,  созданная  в  25  г.  до  Р.Х.   и включающая в   себя,   помимо  собственно  Галатии  (где  жили кельты), также Фригию (к юго-западу от  Галатии),  Рисидию  (к югу) и  Ликаонию  (к  юго-востоку)  -  те  области  ,  которые апостолы Павел и Варнава посетили во время первого путешествия

(Деян. 13),  проповедовав  в  городах  Антиохии (Писидийской),

Иконии, Листре и Дервии.

Если отдать   предпочтение  второй  теории,  то  послание адресовано общинам,    группировавшимся    вокруг     Антиохии

Писидийской, Иконии,   Листры,   Дербы  (Дервии),  то  есть  в основном кельтам,   или   галлам,    которые    были    вполне эллинизированы. А.П.Лопухин  -  за вторую гипотезу.  Галатия собственно северная часть римской провинции того же  названия.

За первую   -   Н.Н.Глубоковский   ("Благовестие  христианской свободы в Послании Ап.  Павла к Галатам",  СПб,  1902),  свящ.

Мих.  Галахов ("Послание к Галатам Ап.  Павла", Казань, 1897), прот.  Зефиров ("Общедоступное объяснение Послания к Галатам",

М., 1902).

По южногалатийской теории Гал.  было написано апостолом в

Македонии в  дни  его  третьего  путешествия на пути из Асии в

Элладу (Деян.  20:1-2),  т.е. приблизительно в одно время со 2

Кор.

Вспомним, что  Рим.  было  написано   Павлом   в   Элладе

(Коринфе) в 58 г.,  поэтому Гал. могло быть написано незадолго до того,  в 57 г.,  перед отбытием  апостола  из  Македонии  в

Элладу, когда 2 Кор. было уже отправлено.

Из указания Гал.  (4:13)  вытекает,  что  до  составления послания Гал.  Павел  был в Галатии дважды:  "Я в немощи плоти благовествовал вам в  первый  раз"  (слав.:  "благовестих  вам первее"). Греч.  "в  первый раз" употребляется для обозначения первого случая  из   двух   (по   Глубоковскому   и   Кассиану

Безобразову).

Время написания,  по Глубоковскому,  третье  апостольское путешествие, во  время которого Павел заходил в Галатию (Деян.

18), а закончил его трехлетним пребыванием в Ефесе с 54 по  56

гг. Здесь же, приблизительно в середине 50-х годов, и написано

Гал.

По Лопухину,  ап.  Павел  основал  церковь  в  Галатии во второе свое путешествие,  после того,  как им были основаны (в первое путешествие) церкви в Ликаонии.

Дело его проповеди продвигалось успешно, и галаты приняли его как  Ангела  Божия,  как Самого Христа (4:14-15).  Апостол восклицает: "Вы приняли меня  как  Ангела  Божия,  как  Христа

Иисуса. Как вы были блаженны!"

А третье  свое  путешествие  апостол  снова   побывал   в

Галатии, но   теперь  уже  заметил  в  галатах  необыкновенную метаморфозу - склонность к отпадению в ветхий закон. Появились новые проповедники,  утверждавшие, что только через исполнение закона Моисеева,  особенно  через   обрезание   и   соблюдение иудейских праздников,  язычники могут стать потомками Авраама, наследниками данных  патриарху   Божественных   обетований   и вечного блаженства.

Новые проповедники пытались дискредитировать ап.  Павла в глазах галатов,   подчеркивая,   что  Павел  не  был  среди  н непосредственных учеников Иисуса Христа.  Все лучшее в  учении

Павла, связанное с Ветхим Заветом, получено от первоапостолов, столпов веры,  а апостольство Павла - низшего ранга. Положение

Павловой проповеди   было   критическим.  Галатия  становилась ареной борьбы, от исхода которой зависела судьба христианства.

Если бы   противники  Павла  победили,  христианство  было  бы сведено к одной из ветхозаветных сект (как ессеи),  поставлено

Похожие материалы

Информация о работе