Л Е К Ц И Я 14
Послание ап. Павла к Галатам
Н.Н.Глубоковский называл это послание "благовестием христианской свободы.
Первое упоминание о просвещении страны Галатийской светом христианства находим в книге Деяний, в начале рассказа о втором апостольском путешествии ап. Павла. После апостольского собора, проходя по городам, ап. Павел со своими учениками
Силой, Лукой и Тимофеем передавали верным определения собора.
И Церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом проповедовать слово в Асии. Но положено было основание церквам в Галатии, в наиболее населенных городах ее:
Анкире, Пессинонте, Гордии. Никаких других подробностей об этом Деяния не сообщают, а начиная рассказ о третьем путешествии апостола, только замечается, что проходя по порядку страну Галатийскую и Фригию, ап. Павел уже утверждал в вере прежних учеников своих; значит, это ученики явлись у апостола до третьего путешествия.
Из послания узнаем, как внимали галатийцы проповеди ап.
Павла. О силе веры их ап. Павел выражается так: "...если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне" (Гал.
4:15).
Продолжая третье проповедническое путешествие, ап. Павел из Галатии прибыл в Ефес. Сюда-то и дошли до него неприятные слухи о появлении плевел, посеянных после него лжеучителями в оставленной им Галатии. Они успели внушить галатам мысль о необходимости для спасения соблюдать обрезание и другие обряды религии ветхозаветной по вступлении в христианство. Учение же ап. Павла о свободе от дел закона ветхозаветного объясняли его желанием приобрести любовь среди язычников, а также указывали на то, что он не был призван к апостольству непосредственно
Христом и не был живым слушателем Его.
К удивлению ап. Павла, многие из галатов скоро
"преложились во ино благовествование" и к личности его довольно охладели. Такое легкомыслие и безрассудство оскорбило и обеспокоило Павла.
Время и место написания послания
Свое послание к галатам ап. Павел написал во время третьего путешествия - из Ефеса в начале трехлетнего там пребывания, т.к. в послании есть указание на первое и второе посещение апостолом Галатии. А так как апостол выражает при этом удивление, что галаты очень скоро "переходят к иному благовествованию", то значит и послание пишется вскоре после второго посещения апостолом Галатии. Все это падает приблизительно на 56 год по Р.Х.
Разделение послания
Послание делится на следующие части:
- предисловие (1:1-10);
- защитительная часть (1:11-2:21), в которой Павел разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство;
- вероучительная часть (3-5:12), где Павел раскрывает основную мысль послания об отношении Ветхого Завета к Новому;
- нравоучительная часть (5:13-6:10), в которой раскрываются начала христианской жизни в свободе от закона ветхозаветного;
- заключительные наставления (6:11-18).
Очевидно, что по главному предмету своего содержания послание к галатам имеет большое сходство с Посланием к
Римлянам. То и другое можно назвать сотериологическими.
* * *
Все послания Павла адресованы либо отдельным лицам
(Филимону, Титу, Тимофею), либо определенным христианским общинам отдельных городов (римлянам, солунянам, коринфянам).
Лишь два послания направлены по адресу коллективных христианских общин - евреям и галатам.
Какие церкви разумеет Павел, говоря о Галатии? До сих пор нет точного ответа, где искать адресатов этого послания Галатийскую церковь. Кто были галаты, к которым обращался ап.
Павел? От ответа на этот вопрос зависит ответ и на другой вопрос - о времени и месте написания послания. Здесь есть два варианта.
1). Северо-галатийская концепция.
Галатия - это область в центре Малой Азии (как у нас на картах), получившая н азвание от выселенных туда после восстания галлов (кельтов) ок. 300 г. до Р.Х. Это долина реки
Галис с главными городами Анкира (Табия) и Пессин (Пессинонт).
Павел посетил эту область впервые во время второго путешествия
(глава 16 Деяний). Во второй раз он посетил Галатию во время третьего путешествия (Деян. 18).
2). Южно-галатийская теория.
Более распространена та точка зрения, что Павлова Галатия
- это римская провинция, созданная в 25 г. до Р.Х. и включающая в себя, помимо собственно Галатии (где жили кельты), также Фригию (к юго-западу от Галатии), Рисидию (к югу) и Ликаонию (к юго-востоку) - те области , которые апостолы Павел и Варнава посетили во время первого путешествия
(Деян. 13), проповедовав в городах Антиохии (Писидийской),
Иконии, Листре и Дервии.
Если отдать предпочтение второй теории, то послание адресовано общинам, группировавшимся вокруг Антиохии
Писидийской, Иконии, Листры, Дербы (Дервии), то есть в основном кельтам, или галлам, которые были вполне эллинизированы. А.П.Лопухин - за вторую гипотезу. Галатия собственно северная часть римской провинции того же названия.
За первую - Н.Н.Глубоковский ("Благовестие христианской свободы в Послании Ап. Павла к Галатам", СПб, 1902), свящ.
Мих. Галахов ("Послание к Галатам Ап. Павла", Казань, 1897), прот. Зефиров ("Общедоступное объяснение Послания к Галатам",
М., 1902).
По южногалатийской теории Гал. было написано апостолом в
Македонии в дни его третьего путешествия на пути из Асии в
Элладу (Деян. 20:1-2), т.е. приблизительно в одно время со 2
Кор.
Вспомним, что Рим. было написано Павлом в Элладе
(Коринфе) в 58 г., поэтому Гал. могло быть написано незадолго до того, в 57 г., перед отбытием апостола из Македонии в
Элладу, когда 2 Кор. было уже отправлено.
Из указания Гал. (4:13) вытекает, что до составления послания Гал. Павел был в Галатии дважды: "Я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз" (слав.: "благовестих вам первее"). Греч. "в первый раз" употребляется для обозначения первого случая из двух (по Глубоковскому и Кассиану
Безобразову).
Время написания, по Глубоковскому, третье апостольское путешествие, во время которого Павел заходил в Галатию (Деян.
18), а закончил его трехлетним пребыванием в Ефесе с 54 по 56
гг. Здесь же, приблизительно в середине 50-х годов, и написано
Гал.
По Лопухину, ап. Павел основал церковь в Галатии во второе свое путешествие, после того, как им были основаны (в первое путешествие) церкви в Ликаонии.
Дело его проповеди продвигалось успешно, и галаты приняли его как Ангела Божия, как Самого Христа (4:14-15). Апостол восклицает: "Вы приняли меня как Ангела Божия, как Христа
Иисуса. Как вы были блаженны!"
А третье свое путешествие апостол снова побывал в
Галатии, но теперь уже заметил в галатах необыкновенную метаморфозу - склонность к отпадению в ветхий закон. Появились новые проповедники, утверждавшие, что только через исполнение закона Моисеева, особенно через обрезание и соблюдение иудейских праздников, язычники могут стать потомками Авраама, наследниками данных патриарху Божественных обетований и вечного блаженства.
Новые проповедники пытались дискредитировать ап. Павла в глазах галатов, подчеркивая, что Павел не был среди н непосредственных учеников Иисуса Христа. Все лучшее в учении
Павла, связанное с Ветхим Заветом, получено от первоапостолов, столпов веры, а апостольство Павла - низшего ранга. Положение
Павловой проповеди было критическим. Галатия становилась ареной борьбы, от исхода которой зависела судьба христианства.
Если бы противники Павла победили, христианство было бы сведено к одной из ветхозаветных сект (как ессеи), поставлено
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.