Л Е К Ц И Я 9
Мы с вами закончили прочтение заповедей блаженства по
Матфею и обратились к ап.еванг. Луке, который, в отличие от
Матфея, провозглашавшего только блаженства, провозглашает и горе.
Он пишет (Лк, 6:24-26): "Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их".
Итак, горе богатым, пресыщенным и смеющимся. Причем смех здесь не есть просто осуждение смеха как выражения радости.
Потому что в Книге Екклесиаста сказано: время плакать и время смеяться. И если плачущим обещано, что они возсмеются, то дело не в самом смехе, а в том, по какому поводу, от чего мы смеемся. Эти три горя: - богатые, пресыщенные и смеющиеся, эти три состояния: богатство, пресыщенность богатством и самодовольная радость о том, что я богат, ни в чем не имею нужды, все мне Господь послал, а я пощусь дважды в неделю и даю десятую часть от своих стяжаний. Это ощущение богатства как чувства того, что я - как Бог, и Бог мне не нужен. Соломон в
Притчах говорил: нищеты и богатства не давай мне, дабы пресытившись я не отрекся от Тебя и не скзал: кто Господь? В этом страшная опасность богатства - в ощущении своей стабильности, своего твердого стояния на земле. Потому может быть горе от богатства, что, бывает, прилепляются к нему сердцем. Пророк
Давид говорил: богатство аще течет, не прилагайте сердца. И
ап.Павел писал, что имеющие должны быть как не имеющие, покупающие как не приобретающие.
Есть такое благоразумное пользование богатством, когда оно само по себе, а ты - сам по себе. Когда оно не нарушает системы твоих ценностей, основы твоего упования. Насколько богатство может быть опасным, говорит нам притча о богатом юноше (Мф, 19:16-24). Он подошел к Господу и спросил, что нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. И когда выяснилось, что заповеди основные он соблюдает, юноша продолжал спрашивать: чего мне недостает? Тогда Господь, видя, что его держит на поводу (по пословице: коготок увяз - и птичке пропасть), говорит ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах:
и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение".
Отошел - не от совершенства отошел, приобретя нечто выполнением заповедей, а от Господа Иисуса Христа отошел. Когда
Господь позвал рыбаков Петра, Андрея, Иоанна и Иакова, те бросили все - и лодки, и сети, и родных своих - и пошли за Ним не оглядываясь. А этот человек не смог бросить что-то в этом мире, когда Господь прямо сказал: или я - или богатство. И он отошел от Господа. Хотя и с печалью, чувствуя, что он что-то теряет, но не смог оторваться от своего богатства, настолько сердце его было к нему прилеплено.
В Св.Писании много говорится о безумных богачах.(Лк,
12:15-21):"Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у
- 2 одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И
скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись".
Беда в том, что он душе своей говорит: вот твоя опора, вот твоя жизнь на многие годы, как будто в его власти установить это. Ешь, пей и веселись, душа - и больше ничего."Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?".
Вот оно, безумие, в этом ослеплении, в этой заботе о приобретении богатства, стабильности и независимости от Бога в своем бытии. Беда богатого не в том, что Господь его наказывает за богатство - беда в том, что богатый, богатящийся сам отвергает Бога, упорно противопоставляет себя Богу. Богатство бывает не только материальное, есть более тонкое богатство, но обогатившиеся им могут так на себе замкнуться и надеяться на те добрые дела, которые они совершили, что Бог им, кажется, и не нужен. Есть у меня добрые дела, заповеди я выполняю - ну и все, зачем мне, собственно, Господь Бог-то нужен? Может быть,
Он, милующий и прощающий, и нужен для грешников
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.