Прочтение заповедей апостола, евангелиста Луки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  9

Мы с вами закончили  прочтение  заповедей  блаженства  по

Матфею и обратились к ап.еванг.  Луке,  который,  в отличие от

Матфея, провозглашавшего только  блаженства,  провозглашает  и горе.

Он пишет (Лк,  6:24-26): "Напротив горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам,  когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их".

Итак, горе богатым,  пресыщенным и смеющимся. Причем смех здесь не есть просто осуждение смеха  как  выражения  радости.

Потому что в Книге Екклесиаста сказано:  время плакать и время смеяться. И если плачущим обещано, что они возсмеются, то дело не в самом смехе,  а в том,  по какому поводу, от чего мы смеемся. Эти три горя:  - богатые,  пресыщенные и смеющиеся,  эти три состояния:  богатство,  пресыщенность богатством и самодовольная радость о том,  что я богат,  ни в чем не имею  нужды, все мне Господь послал, а я пощусь дважды в неделю и даю десятую часть  от  своих  стяжаний.  Это  ощущение  богатства  как чувства того,  что я - как Бог,  и Бог мне не нужен. Соломон в

Притчах говорил:  нищеты и богатства не давай мне, дабы пресытившись я не отрекся от Тебя и не скзал:  кто Господь?  В этом страшная опасность богатства - в ощущении своей  стабильности, своего твердого  стояния  на земле.  Потому может быть горе от богатства,  что,  бывает,  прилепляются к нему сердцем. Пророк

Давид говорил:  богатство аще течет,  не прилагайте сердца.  И

ап.Павел писал,  что имеющие должны быть как не имеющие, покупающие как не приобретающие.

Есть такое благоразумное  пользование  богатством,  когда оно само  по себе,  а ты - сам по себе.  Когда оно не нарушает системы твоих ценностей, основы твоего упования. Насколько богатство может быть опасным,  говорит нам притча о богатом юноше (Мф,  19:16-24).  Он подошел к Господу и спросил, что нужно сделать, чтобы  наследовать жизнь вечную.  И когда выяснилось, что заповеди основные он соблюдает,  юноша  продолжал  спрашивать: чего мне недостает?  Тогда Господь, видя, что его держит на поводу (по пословице:  коготок увяз - и  птичке  пропасть), говорит ему: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим;  и будешь иметь сокровище на небесах:

и приходи и следуй за Мною.  Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение".

Отошел -  не от совершенства отошел,  приобретя нечто выполнением заповедей,  а от Господа Иисуса Христа отошел. Когда

Господь позвал  рыбаков  Петра,  Андрея,  Иоанна и Иакова,  те бросили все - и лодки, и сети, и родных своих - и пошли за Ним не оглядываясь.  А  этот человек не смог бросить что-то в этом мире, когда Господь прямо сказал:  или я - или богатство. И он отошел от Господа.  Хотя и с печалью,  чувствуя, что он что-то теряет, но не смог оторваться от своего  богатства,  настолько сердце его было к нему прилеплено.

В Св.Писании  много  говорится  о  безумных  богачах.(Лк,

12:15-21):"Смотрите,  берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.  И сказал им притчу: у


- 2 одного богатого  человека  был  хороший  урожай  в поле;  и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие,  и соберу туда весь хлеб мой и все добро  мое.  И

скажу душе моей:  душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись".

Беда в  том,  что он душе своей говорит:  вот твоя опора, вот твоя жизнь на многие годы,  как будто в его власти установить это.  Ешь, пей и веселись, душа - и больше ничего."Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?".

Вот оно, безумие, в этом ослеплении, в этой заботе о приобретении  богатства,  стабильности  и независимости от Бога в своем бытии. Беда богатого не в том, что Господь его наказывает за богатство - беда в том, что богатый, богатящийся сам отвергает Бога,  упорно противопоставляет себя  Богу.  Богатство бывает не только материальное, есть более тонкое богатство, но обогатившиеся им могут так на себе замкнуться и  надеяться  на те добрые дела,  которые они совершили, что Бог им, кажется, и не нужен.  Есть у меня добрые дела, заповеди я выполняю - ну и все, зачем мне,  собственно, Господь Бог-то нужен? Может быть,

Он, милующий и прощающий,  и нужен для грешников

Похожие материалы

Информация о работе