Л Е К Ц И Я 22
Апостол Петр, называвшийся сначала Симоном, сын Ионы из города Вифсаиды Галилейской, родной брат ап. Андрея
Первозванного, через которого и состоялась первая его встреча с Христом, был женат и имел дом в Капернауме. Призванный к апостольскому служению во время рыболовного промысла на
Геннисаретском озере, Петр последовал за Спасителем и всегда выражал Ему свою особенную преданность, за что и удостоен был особенного приближения к Нему. После исповедания Петром Христа
Сыном Божиим Господь назвал его камнем (Петром) за его твердую веру и на этом камне веры обещал создать Свою Церковь, которую врата адовы не одолеют. Троекратное свое отречение от Христа во время Его страданий ап. Петр омыл горькими слезами раскаяния, так что Господь после Воскресения Своего возвратил ему Свою любовь и возвел снова в апостольское достоинство, троекратно поручив ему пасти агнцев и овец Своих. В день сошествия Св. Духа на апостлов в виде огненных языков ап. Петр держал речь перед изумленным народом и обратил ко Христу 3 000
верующих. В другой раз, после чудесного исцеления хромого при красных воротах храма Иерусалимского ап. Петр произнес вдохновенную проповедь о Христе, силою Которого совершилось чудо, за это он вместе с ап. Иоанном заключен был в темницу;
но на другой день оба апостола пред собранием превосвященников, безбоязненно исповедовав Иисуса Христа Сыном
Божиим, смело отвечали на угрозы, что будут повиноваться более
Богу, чем людям.
Из наиболее характерных черт ап. Петра можно отметить его ревность о чистоте и бескорыстии христианской общины, проявившуюся в наказании Анании и Сапфиры, а также изобилие чудодейственной благодати, от него исходящей, так что выносили больных на улицы и клали при дороге, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-либо из них.
Когда самаряне были крещены ап. Филиппом, то для низведения на них Духа Святаго пришли к ним Петр с Иоанном.
Петр обличил Симона Волхва, хотевшего за деньги купить право и власть низводить Св. Дух. В Иоппии в таинственном видении плащаницы, наполненной гадами, Господь открыл Петру свою волю о язычниках, о беспрепятственном принятии их в состав церкви, после чего Петром крещен был Сотник Корнилий.
В 37 г. по Р.Х., когда ап. Павел приходил в Иерусалим после своего обращения, там он нашел Петра и пробыл у него 15
дней. Св. Лука ничего более не говорит в Деяниях апостольских о жизни ап. Петра до заключения его в темницу при Ироде
Агриппе в 44-м году (глава 12). Таким образом, между 37 и 44-м годами должно быть помещено все, что известно из истории апостольской церкви о благовестнических трудах Петра в Понте,
Галатии, Вифинии, Каппадокии и Малой Азии, а после этого в
Вавилоне, откуда и писал он свои послания.
По преданию, Петр некоторое время проповедывал в Коринфе и прибыл в концу жизни в Рим, где с ап. Павлом принял мученическую смерть, будучи распят на кресте стремглав (вниз головой). Утверждение католиков, что ап. Петр был епископом римским 20 лет, не имеет доказательств в Новом Завете.
Точная дата прибытия ап. Петра в Рим неизвестна.
Неупоминание его имени в Павловых посланиях из Рима до 2 Тим.
заставляет думать, что его не было в Риме, когда Павел писал свои послания. Судя по Деян. 28, Петра не было в Риме, когда
Павел находился в узах. Но предание свидетельствует, что Петр претерпел мученическую кончину в Риме в один день с Павлом.
Если Петр, как и Павел, пострадал при Нероне, то его смерть можно отнести к гонениям 65-67 гг. Таким образом, служение ап. Петра в Риме продолжалось около двух лет. К этому времени, видимо, относится написание двух его посланий.
Знамения Петровы эпистолии первыя в Апостоликоне
1) О пакибытии о Христе, о терпении напасти...
2) О уповании и Святыни...
Сказание первого послания св. ап. Петра
Яко и во аде бысть от Господа проповедь спасения и воскресения, да и прежде умершии воскреснут и судятся с плотию, благодатию же воскресения пребудут...
* * *
Ап. Петр в надписании послания указывает, что он пишет избранным пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,
Вифинии и Асии (глава 1:1). Под этими пришельцами можно разуметь главным образом уверовавших евреев, ибо ап. Петр был по преимуществу апостлом обрезанных. Но между читателями его послания было немало и обратившихся язычников, что видно из того, что во многих местах послания Петр говорит читателям, что они были некогда не народ, а теперь народ избранный, некогда не помилованные, а ныне помилованы (1 Пет. 2:10).
Внутренним поводом к написанию послания было для Петра повеление Господа утвердить своих братьев в вере, т.е. иудеев, познавших Христа. Это время настало тогда, когда начались гонения на малоазийских христиан, лишившихся своего великого наставника ап. Павла, заключенного сначала в Кесарии, а потом в Риме. Кроме внешних врагов, явились лжеучители, искажавшие учение ап. Павла о свободе христианской. Можно думать, что о таком положении христиан малоазийских сообщил Петру Силуан, бывший постоянным спутником ап. павла, а теперь, после ареста последнего, пришедший к Петру.
Поскольку при Петре были спутники ап. Павла Силуан и Марк
(от их лица в конце послания помещаются приветствия в Малую
Азию), а Павел был арестован ок. 62 г., то вскоре после этого написано было, вероятно, первое послание Петрово. Так как 1
Пет. считается весьма близким по времени написания ко второму посланию, написанному Петром незадолго до смерти, последовавшей в 67-м году, то написание первого послания приходится на 64-65 гг.
О месте написания 1 Пет. можно заключить из прощальных приветствий, находящихся в конце послания. Приветствует вас, пишет апостол, "избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.