Л Е К Ц И Я 9
Порабощенность коринфян плоти сказалась в разделениях, возникших в их среде. И потому как раньше апостол не мог вводить их в тайны премудрости Божией по причине их младенческого состояния, так и теперь он этого не может, когда их дух еще порабощен плоти.
Павлу стало известно, что среди верующих обозначились разделения ("схисмата", слав.: "распри"). 1 Кор 1:10 - "Молю же вы, братие... да не будут в вас распри".
Возможно, члены Коринфской церкви унаследовали языческие обычаи: не довольствуясь единством церковной общины, группировались по частным, местным союзам, общинкам. Может быть, ученики одного старца противопоставляют себя другим.
Раздорам среди коринфяе Павел противополагает Самого
Христа как единое начало спасения.
1 Кор. 1:13- "Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?"
Одни, чувствуя особую связь с Павлом, называли себя
Павловыми, другие - Аполлосовыми, третьи - Кифиными (т.е.
Петровыми), четвертые - Христовыми (1 Кор. 1:12). Некоторые экзегеты сопоставляют коринфские разделения с константинопольскими спорами о преимущественном почитании кого-либо одного из трех вселенских учителей и святителей
(Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого).
Эти споры закончились установлением дня общего праздника им 30 января.
Возможно, Аполлос привлекал к себе красноречием, в отличие от апостола Павла, который, по собственному признанию, красноречием не отличался. Павел признается: "Хотя я и невежда в слове..." (2 Кор. 11:6). Во 2 Кор. (10:10) говорится: "Речь апостола незначительна" (слав.: "Слово его уничиженно"). На
Западе считали даже, что апостол заикался, как Моисей.
Некоторые коринфские иудеи противополагали Павлу Петра и ссылались на то, что Петр знал Христа в дни Его общественного служения.
Главы 11-14. О вере и Богослужении Апостольского века.
Основные вопросы:
1) о вечери Господней (11:17-34)
2) о пневматике (духовной жизни) - главы 12-14
3) о богослужебной дисциплине, в том числе о поведении женщин в молитвенных собраниях (11:2-16)
Таким образом, обширный раздел из четырех глав распадается на две части:
глава 11 - регламентирует внешнюю, формальную сторону
Богослужения;
главы 12-14 - о внутреннем характере Богослужения.
Глава 12:1 в славянском варианте начинается словами: "О
духовных же, братие, не хощу вас не ведети". (В русском переводе есть, если можно так выразиться, неточное уточнение "не хощу оставити вас, братие, в неведении о дарах духовных".
Слово "дарах" набрано курсивом, т.е. в оригинале его нет.) В
греческом тексте "духовное" именуется "пнэвматикос", значит, речь идет о пневматике, о действии и проявлениях Св. Духа.
Ап. Павел в 1:12 говорит именно о пневматике, о духовной жизни во всех ее проявлениях, а затем переходит к духовным дарованиям. На это впервые обратил внимание русский богослов свящ. М.Фивейский ("Духовные дарования в первоначальной церкви", М., 1907).
Что имел в виду ап. Павел под "духовным": веру или новую христианскую религию? Между верой, религией и Богослужением общее то, что они обращены к духовному, невидимому миру.
Однако они не идентичны, а, скорее, соотносятся между собой как содержание и форма. В Библии мы вообще не встретим слова
"религия", поскольку само это понятие принадлежит римской культуре, сложившейся в условиях Римской империи, где существовало великое множество всевозможных религий и культов, которые делились на две категории: разрешенные (т.е. не нарушающие общественный покой - rеligio licita и запрещенные, опасные для общества - rеligio illicita. Само слово "religia"
происходит от латинского religarе (соединять, связывать) и означает связь видимого мира с духовным.
Отсутствие в Библии слова "религия" не означает, конечно, отсутствия Богослужения. Во многих книгах Ветхого Завета регламентируются жертвоприношения, праздники, очищения и т.п.
Однако в центре внимания Ветхого Завета в целом стоит вера, которая, по определению Павла, "есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1). Ветхозаветная вера в
Яхве предполагала одновременно резкое осуждение всех языческих культов ("да не будут тебе бози инии..."), участие в которых осуждалось как вопиющее нечестие, как смертный грех. В этом отношении религиозная нетерпимость ветхозаветного общества не идет ни в какое сравнение с относительной веротерпимостью
Рима, в котором допускались все культы, не нарушавшие общественного покоя и признававшие божественное достоинство римского императора.
Ветхий Завет - это книга в основном о вере и внешних ее выражениях: жертвоприношениях, обрядах очищения, праздниках и т.п. Именно вера в Бога Авраама, Исаака и Иакова проходит через поколения и судьбы избранного народа.
Вера своим источником часто имеет внутренний импульс откровение, которое обычно невозможно объяснить рационально.
Вера есть внутреннее решение, связанное нередко с усилием воли, которое производит адекватные изменения в личности человека. Не может быть глубокой веры без глубокого ее осознания и влияния на всю жизнь человека. Слабая же вера не производит заметных изменений в личности и жизни человека, хотя внешне он может быть весьма религиозным, т.е. формально активным членом Церкви, что и наблюдалось среди коринфян.
По ап. Павлу, вера и религия должны быть неразрывны и прямо пропорциональны. Нелицемерная активная вера выражается в ревностном Богослужении. Для большинства коринфян религиозные чувства нуждались в адекватных формах богослужебного выражения. Здесь был нужен правильный баланс между содержанием веры и ее внешним религиозным проявлением. Наиболее частые отклонения, характерные для Апостольского века и до сих пор наблюдаемые - это магическое обрядоверие и ветхозаветное законничество. Ветхий человек всегда стремился вместить христианство в "ветхие мехи" определенных дел закона, правил и магических действий.
Глава 12. О проявлениях Св. Духа.
Проявление благодатного дара каждому дается на пользу.
Девять таких проявления исчисляет апостол. "Одному дается слово мудрости, т.е. проникновения в тайны Божия домостроительства. "Другому слово знания, усвоения истины и исполнения ее в жизни. "Иному вера"... "Иному дар исцелений"... "Иному чудотворения, т.е. все виды чудесного действия благодати. "Иному пророчество", т.е. вдохновенное слово к назиданию, увещанию и утешению посредством откровения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.