Раздор среди коринфян. О вере и Богослужении Апостольского века

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  9

Порабощенность коринфян плоти  сказалась  в  разделениях, возникших в  их  среде.  И  потому  как  раньше апостол не мог вводить их  в  тайны  премудрости   Божией   по   причине   их младенческого состояния, так и теперь он этого не может, когда их дух еще порабощен плоти.

Павлу стало  известно,  что  среди  верующих обозначились разделения ("схисмата",  слав.:  "распри"). 1 Кор 1:10 - "Молю же вы, братие... да не будут в вас распри".

Возможно, члены Коринфской церкви унаследовали  языческие обычаи: не    довольствуясь    единством   церковной   общины, группировались по частным,  местным  союзам,  общинкам.  Может быть, ученики одного старца противопоставляют себя другим.

Раздорам среди  коринфяе  Павел  противополагает   Самого

Христа как единое начало спасения.

1 Кор.  1:13-  "Разве  разделился  Христос?  Разве  Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?"

Одни, чувствуя  особую  связь  с  Павлом,  называли  себя

Павловыми, другие  -  Аполлосовыми,  третьи  -  Кифиными (т.е.

Петровыми), четвертые - Христовыми (1  Кор.  1:12).  Некоторые экзегеты сопоставляют       коринфские       разделения      с константинопольскими спорами  о   преимущественном   почитании кого-либо одного  из  трех  вселенских  учителей  и святителей

(Василия Великого,  Григория Богослова и Иоанна  Златоустого).

Эти споры  закончились установлением дня общего праздника им 30 января.

Возможно, Аполлос   привлекал   к  себе  красноречием,  в отличие от апостола Павла, который, по собственному признанию, красноречием не отличался. Павел признается: "Хотя я и невежда в слове..." (2 Кор.  11:6). Во 2 Кор. (10:10) говорится: "Речь апостола  незначительна" (слав.:  "Слово его уничиженно").  На

Западе считали даже, что апостол заикался, как Моисей.

Некоторые коринфские  иудеи противополагали Павлу Петра и ссылались на то,  что Петр знал Христа в дни Его общественного служения.

Главы 11-14. О вере и Богослужении Апостольского века.

Основные вопросы:

1) о вечери Господней (11:17-34)

2) о пневматике (духовной жизни) - главы 12-14

3) о богослужебной дисциплине,  в том числе  о  поведении женщин в молитвенных собраниях (11:2-16)

Таким образом,   обширный   раздел   из   четырех    глав распадается на две части:

глава 11 -  регламентирует  внешнюю,  формальную  сторону

Богослужения;

главы 12-14 - о внутреннем характере Богослужения.

Глава 12:1  в славянском варианте начинается словами:  "О

духовных же,  братие,  не хощу  вас  не  ведети".  (В  русском переводе есть, если можно так выразиться, неточное уточнение "не хощу оставити вас,  братие, в неведении о дарах духовных".

Слово "дарах" набрано курсивом,  т.е.  в оригинале его нет.) В

греческом тексте "духовное" именуется  "пнэвматикос",  значит, речь идет о пневматике, о действии и проявлениях Св. Духа.

Ап. Павел в 1:12 говорит именно о пневматике,  о духовной жизни во  всех  ее  проявлениях,  а затем переходит к духовным дарованиям. На это впервые обратил внимание  русский  богослов свящ. М.Фивейский   ("Духовные   дарования   в  первоначальной церкви", М., 1907).

Что имел в виду ап.  Павел под "духовным": веру или новую христианскую религию?  Между верой,  религией и  Богослужением общее то,  что  они  обращены  к  духовному,  невидимому миру.

Однако они не идентичны,  а,  скорее,  соотносятся между собой как  содержание и форма.  В Библии мы вообще не встретим слова

"религия",  поскольку само  это  понятие  принадлежит  римской культуре,   сложившейся   в   условиях  Римской  империи,  где существовало великое множество всевозможных религий и культов, которые  делились  на  две  категории:  разрешенные  (т.е.  не нарушающие общественный покой - rеligio licita и  запрещенные, опасные для общества - rеligio illicita.  Само слово "religia"

происходит от латинского  religarе  (соединять,  связывать)  и означает связь видимого мира с духовным.

Отсутствие в Библии слова "религия" не означает, конечно, отсутствия  Богослужения.  Во  многих  книгах  Ветхого  Завета регламентируются жертвоприношения, праздники, очищения и т.п.

Однако в  центре  внимания  Ветхого Завета в целом стоит вера, которая, по определению Павла,  "есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.  11:1).  Ветхозаветная вера в

Яхве предполагала одновременно резкое осуждение всех языческих культов ("да  не будут тебе бози инии..."),  участие в которых осуждалось как вопиющее нечестие,  как смертный грех.  В  этом отношении религиозная  нетерпимость ветхозаветного общества не идет ни в  какое  сравнение  с  относительной  веротерпимостью

Рима, в   котором   допускались   все  культы,  не  нарушавшие общественного покоя и  признававшие  божественное  достоинство римского императора.

Ветхий Завет - это книга в основном о вере и  внешних  ее выражениях: жертвоприношениях,  обрядах очищения, праздниках и т.п. Именно вера в Бога  Авраама,  Исаака  и  Иакова  проходит через поколения и судьбы избранного народа.

Вера своим источником часто имеет  внутренний  импульс  откровение, которое  обычно  невозможно объяснить рационально.

Вера есть внутреннее  решение,  связанное  нередко  с  усилием воли, которое   производит  адекватные  изменения  в  личности человека. Не  может  быть  глубокой  веры  без  глубокого   ее осознания и  влияния на всю жизнь человека.  Слабая же вера не производит заметных изменений в  личности  и  жизни  человека, хотя внешне он может быть весьма религиозным,  т.е.  формально активным членом Церкви, что и наблюдалось среди коринфян.

По ап.  Павлу,  вера  и  религия должны быть неразрывны и прямо пропорциональны. Нелицемерная активная вера выражается в ревностном Богослужении.  Для большинства коринфян религиозные чувства нуждались   в   адекватных    формах    богослужебного выражения. Здесь был нужен правильный баланс между содержанием веры и ее внешним  религиозным  проявлением.  Наиболее  частые отклонения, характерные  для  Апостольского  века и до сих пор наблюдаемые -  это  магическое  обрядоверие  и   ветхозаветное законничество. Ветхий   человек   всегда   стремился  вместить христианство в "ветхие мехи" определенных дел закона, правил и магических действий.

Глава 12. О проявлениях Св. Духа.

Проявление благодатного  дара  каждому  дается на пользу.

Девять таких  проявления  исчисляет  апостол.  "Одному  дается слово мудрости,    т.е.    проникновения    в    тайны   Божия домостроительства. "Другому слово знания,  усвоения  истины  и исполнения ее    в   жизни.   "Иному   вера"...   "Иному   дар исцелений"... "Иному чудотворения,  т.е.  все  виды  чудесного действия благодати.  "Иному  пророчество",  т.е.  вдохновенное слово к назиданию,  увещанию и утешению посредством откровения

Похожие материалы

Информация о работе