Л Е К Ц И Я 5
...личность Христа, его поступки, его слова - это для нас свет, который должен освещать сущность Ветхого Завета, высвечивать сущность и цель ветхозаветных заповедей, в частности "не прелюбодействуй". Цель Господа, дававшего эти заповеди, не просто уничтожать согрешавших. В Ветхом Завете нарушение многих заповедей влекло за собой смертную казнь побиение камнями, а то и сожжение заживо. Цель Господа - чтобы грех покинул сердце человека, чтобы человек жил, чтобы хранил свое сердце в чистоте.
И тут Господь, видя расположение сердца этой женщины, поступил так, как поступил. В то же время Он проливает свет на новозаветные каноны, которые тоже очень строго наказывают грешников многолетним отлучением от Св. Таин. Например, за прелюбоденяние положено отлучать на десять лет, за блуд - на пять лет. Господь нам показывает, что можно быть под отлучением десять лет, больше или меньше, но сущность - в готовности человека не грешить, в покаянии, в том, что человек пришел и от всего сердца скзал: "Прости, Господи, больше не буду так делать. Умру, но не буду так делать". Когда человек готов не грешить, тогда совершается таинство покаяния. И
Господь ей сказал: "Иди и впредь не греши".
Иоанн Златоуст в своих беседах тоже говорил: "Сколько надо для покаяния человеку времени - год ли, десять лет, неделю? Хватит и трех дней, если он от всего сердца кается, возненавидев свой грех".
Итак, Иисус говорит уже не в первый раз: "Я свет миру;
кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12). То есть все будет видеть так, как оно есть на самом деле. Господь не в первый раз начинает
Свои беседы с обетований, с ответа на ту или иную жажду человека. Он говорит: "Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды..." И тут Он тоже говорит фактически: блаженны те, кто чувствует себя во тьме и ищет свет. Когда Господь говорил Никодиму, что нам надлежит родиться заново, тот не понял Его и представлял себе только один известный нам вид рождения - рождения телесного.
Так и здесь фарисеи в своей гордыне чувствовали себя не то что во свете, а сами себя чувствовали светом всем и всему.
Поэтому обетование обрести свет прошло мимо них, они его не услышали и, как обычно, занялись личностью Самого Иисуса, говоря: "Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно".
Для чего обычно свидетельствуют? Чтобы оправдаться на суде, чтобы защититься, чтобы себя выгородить. Когда идет суд человеческий, очень важно рассмотреть объективно свидетельства и из них сложить картину истины. Но ведь тут говорит Тот, Кто
Сам есть Истина. Вот положение: Он стоит, свидетельствует, говорит о истине, о том, что Бог пришел в мир, что свет во тьме светит и тьма не может его объять, а люди совершенно безразличны к Его словам. Для них важно только то, что Он человек во плоти и что Он ищет какой-то выгоды для себя, каких-то преимуществ, хочет показаться кем-то великим. И они говорят, ссылаясь на действительный закон: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, и свидетельство Твое поэтому неистинно.
А Иисус говорит им в ответ то, что есть на самом деле5
"Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно" (8:14), потому что Он знает, Кто Он есть, знает, что
Он Сам принес свет миру, а не пришел, чтобы быть освещенным каким-то светом. Поэтому Он и говорит: "Потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
Вы судите по плоти (видите во Мне только человеческое); Я не сужу никого" (8:14-15). Хотя Господь видит не только плоть, а только сердце человека, но Он пришел не судить, не ставить на ком-то точку. А они уже поставили на Нем точку: Он свидетельствует о Себе с какими-то целями. А Он не судит их,
Он пришел их разбудить и спасать.
"А если и сужу Я, то суд Мой истинен" (8:16). Почему суд
Его истинен? Он ссылается на первооснову бытия - на любовь Его и Отца. Он опять как бы обнажает перед нами недра Св. Троицы:
"Суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший
Меня" (8:16).
На это пребывание Отца в Сыне и Сына в Отце, на эту любовь Он ссылается как на основу того, что Он несет истину.
"Бог есть любовь", - свидетельствовал в своем послании Иоанн
Богослов. Это невыразимо от первого лица, Господь нигде не говорит: "Я есть любовь", но Он всегда говорит: "Я и Отец одно". И здесь Он Говорит: "Я не один; но Я и Отец, пославший
Меня" - вот в чем основание истинности и праведности Его суда.
П дальше Он говорит на понятном им человеческом языке: "А
и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно" (8:17). Он называет двух человек (не знаю, какое здесь слово в греческом оригинале - "человек" или какое-то другое). Тут видно, насколько они слитны ("Я не один; но Я и
Отец") и насколько их два ("Двух человек свидетельство истинно").
"Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне
Отец, пославший Меня" (8:18). Но как свидетельствует Отец?
Сына они видят. А Отца где они видят и как Его можно видеть.
Отец как-то таинственно должен присутствовать с Сыном и в Сыне и в то же время в душах тех, кто Его слушает. Но они не чувствуют, у них нет чувства Отца, нет таинственного чувства сопряжения с Ним, посвящения себя Ему. Они спрашивают: "Где
Твой Отец?", - показывая тем, что они чужды Отцу, что у них нет понятия о Боге, об Отце. "Иисус отвечал: вы не знаете ни
Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца
Моего" (8:19).
То, что они не узнавали Сына Божиего, свидетельствовало о том, что они не знают и Отца, что они не могут говорить, что они с Отцом, с Богом.
"Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; никто не взял Его, потому что еще не пришел
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.