Личность Христа, его поступки, его слова - это для нас свет, который должен освещать сущность Ветхого Завета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  5

...личность Христа, его поступки, его слова - это для нас свет,  который  должен  освещать  сущность   Ветхого   Завета, высвечивать   сущность   и  цель  ветхозаветных  заповедей,  в частности "не прелюбодействуй".  Цель Господа,  дававшего  эти заповеди, не  просто  уничтожать согрешавших.  В Ветхом Завете нарушение многих заповедей влекло за собой  смертную  казнь  побиение камнями, а то и сожжение заживо. Цель Господа - чтобы грех покинул сердце человека,  чтобы человек жил, чтобы хранил свое сердце в чистоте.

И тут Господь,  видя расположение  сердца  этой  женщины, поступил так, как поступил. В то же время Он проливает свет на новозаветные каноны,  которые  тоже  очень  строго  наказывают грешников многолетним  отлучением от Св.  Таин.  Например,  за прелюбоденяние положено отлучать на десять лет,  за блуд -  на пять лет.   Господь   нам   показывает,  что  можно  быть  под отлучением десять лет,  больше или меньше,  но  сущность  -  в готовности человека не грешить, в покаянии, в том, что человек пришел и от всего сердца скзал:  "Прости,  Господи,  больше не буду так делать.  Умру,  но не буду так делать". Когда человек готов не  грешить,  тогда  совершается  таинство  покаяния.  И

Господь ей сказал: "Иди и впредь не греши".

Иоанн Златоуст в своих  беседах  тоже  говорил:  "Сколько надо для  покаяния  человеку  времени  -  год ли,  десять лет, неделю?  Хватит и трех дней,  если он от всего сердца  кается, возненавидев свой грех".

Итак, Иисус говорит уже не в первый раз:  "Я  свет  миру;

кто последует за Мною,  тот не будет ходить во тьме,  но будет иметь свет жизни" (Ин.  8:12).  То есть все будет видеть  так, как оно  есть на самом деле.  Господь не в первый раз начинает

Свои беседы с обетований,  с  ответа  на  ту  или  иную  жажду человека. Он   говорит:   "Блаженны   нищие   духом,  блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды..." И тут Он тоже говорит фактически:  блаженны те, кто чувствует себя во тьме и ищет свет.  Когда Господь говорил Никодиму,  что нам  надлежит родиться заново,  тот  не  понял Его и представлял себе только один известный нам вид рождения - рождения телесного.

Так и  здесь  фарисеи в своей гордыне чувствовали себя не то что во свете,  а сами себя чувствовали светом всем и всему.

Поэтому обетование  обрести  свет прошло мимо них,  они его не услышали и,  как обычно,  занялись  личностью  Самого  Иисуса, говоря: "Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно".

Для чего  обычно  свидетельствуют?  Чтобы  оправдаться на суде, чтобы защититься,  чтобы себя выгородить. Когда идет суд человеческий, очень важно рассмотреть объективно свидетельства и из них сложить картину истины.  Но ведь тут говорит Тот, Кто

Сам есть  Истина.  Вот положение:  Он стоит,  свидетельствует, говорит о истине,  о том,  что Бог пришел в мир,  что свет  во тьме светит  и  тьма  не  может его объять,  а люди совершенно безразличны к Его словам.  Для них важно  только  то,  что  Он человек во  плоти  и  что  Он  ищет  какой-то выгоды для себя, каких-то преимуществ,  хочет показаться кем-то великим.  И они говорят, ссылаясь  на  действительный  закон:  Ты  Сам  о Себе свидетельствуешь, и свидетельство Твое поэтому неистинно.

А Иисус  говорит  им в ответ то,  что есть на самом деле5

"Если Я  и  Сам  о  Себе  свидетельствую,  свидетельство   Мое истинно" (8:14),  потому что Он знает, Кто Он есть, знает, что

Он Сам принес свет миру,  а не пришел,  чтобы быть  освещенным каким-то светом.  Поэтому  Он  и говорит:  "Потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

Вы судите  по плоти (видите во Мне только человеческое);  Я не сужу никого" (8:14-15).  Хотя Господь видит не только плоть, а только сердце человека,  но Он пришел не судить, не ставить на ком-то точку.  А  они  уже  поставили   на   Нем   точку:   Он свидетельствует о  Себе с какими-то целями.  А Он не судит их,

Он пришел их разбудить и спасать.

"А если и сужу Я,  то суд Мой истинен" (8:16). Почему суд

Его истинен? Он ссылается на первооснову бытия - на любовь Его и Отца.  Он опять как бы обнажает перед нами недра Св. Троицы:

"Суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший

Меня" (8:16).

На это пребывание Отца в Сыне  и  Сына  в  Отце,  на  эту любовь Он  ссылается как на основу того,  что Он несет истину.

"Бог есть любовь",  - свидетельствовал в своем послании  Иоанн

Богослов. Это  невыразимо  от  первого лица,  Господь нигде не говорит: "Я есть любовь",  но Он всегда  говорит:  "Я  и  Отец одно". И здесь Он Говорит:  "Я не один; но Я и Отец, пославший

Меня" - вот в чем основание истинности и праведности Его суда.

П дальше Он говорит на понятном им человеческом языке: "А

и в законе вашем  написано,  что  двух  человек  свидетельство истинно" (8:17).  Он  называет  двух  человек (не знаю,  какое здесь слово в греческом оригинале  -  "человек"  или  какое-то другое). Тут видно,  насколько они слитны ("Я не один;  но Я и

Отец") и  насколько  их  два  ("Двух   человек   свидетельство истинно").

"Я Сам свидетельствую о Себе,  и  свидетельствует  о  Мне

Отец, пославший  Меня"  (8:18).  Но  как свидетельствует Отец?

Сына они видят.  А Отца где они видят и как Его можно  видеть.

Отец как-то таинственно должен присутствовать с Сыном и в Сыне и в то же время в душах  тех,  кто  Его  слушает.  Но  они  не чувствуют, у  них нет чувства Отца,  нет таинственного чувства сопряжения с Ним,  посвящения себя Ему.  Они спрашивают:  "Где

Твой Отец?",  - показывая тем,  что они чужды Отцу,  что у них нет понятия о Боге,  об Отце.  "Иисус отвечал: вы не знаете ни

Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца

Моего" (8:19).

То, что они не узнавали Сына Божиего, свидетельствовало о том, что они не знают и Отца,  что они не могут говорить,  что они с Отцом, с Богом.

"Сии слова говорил Иисус у  сокровищницы,  когда  учил  в храме; никто  не  взял Его,  потому что еще не пришел

Похожие материалы

Информация о работе