Апокалиптические видения
В дореволюционных пособиях по Апок. нередко отмечалось, что всякая попытка толкования Откр. "есть дерзновение", а
"пускаться в рассуждения о названиях и свойствах каждого апокалиптического видения значит напрасно терять время".
Поэтому дореволюционные экзегеты ограничивались, как првило, лишь перечислением основных видений Откр., особенно в них не углубляясь, "дабы не повредился ум читающих". Опасность виделась в произвольном толковании, проистекающем "из дерзновения не по разуму".
Апок. 6:1 - "И я увидел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри".
В вольных толкованиях обычно ссылаются на императив 6:1
"иди и смотри" ("эрху кэ влэпэ"), который повторяется четыре раза. Если тайнозрителю многократно повелевалось лицезреть видения, то почему бы и нам самим не взглянуть на них? Однако во всех древнейших текстах Апок. стоит только "эрху" ("иди").
И относится это слово отнюдь не к евангелисту Иоанну. Это не приглашение тайнозрителю прийти и посмотреть. "Иди" относится к видениям. Это приказ видениям, о которых говорится ниже, выходить на арену человеческой истории и действовать. Многие святые отцы, стремившиеся вообще избегать личных видений, очень осторожно относились к произвольным "озарениям", связанным с толкованием Откр.
Для нас второе пришествие Христа в мир еще не совершилось. А потому история Откр. еще не кончилась напроттив, она стоит еще на пороге грядущих великих свершений.
Самое важное и значительное предстоит еще впереди - таково практическое заключение из Апок.
Ранняя Церковь пребывала в постоянном ожидании парусии. В
течение двухтысячелетнего ожидания многие не раз поддавались искушению предсказать, когда свершится великое и последнее событие человеческой истории. Такие предсказания не оправдывались. Главное - не то, когда совершится парусия, а то, как должны мы жить во время этого ожидания. Ап. Павел писал коринфянам в "нлаве воскресения" (1 Кор. 15), где говорится о последних временах: "Итак, братия моя возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом"
(1 Кор. 15:58).
В своем Евангелии (Ин. 9:4; 12:35) тайнозритель призывает делать дела "дондеже день есть; приидет нощь, егда никтоже может делати" ("делать дела... доколе есть день, пока не настала ночь, когда никто не может делать"). Следуя указаниям св. Иоанна и ап. Павла, мы ограничимся лишь перечислением (в виде общей схемы) основных апокалиптических событий и видений, очень кратко комментируя лишь некоторые из них.
Письма семи церквам
---------T------------T---------------T----------------¬
¦Церковь ¦ Ефесская ¦ Смирнская ¦ Пергамская ¦
¦ Текст ¦Откр. 2:1-7 ¦ Откр. 2:8-11 ¦ Откр. 2:12-17 ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Похвала ¦Усердно тру-¦Переносишь ¦ Не отрекся от ¦
¦ ¦дился, отве-¦скорбь, н ищету¦ веры ¦
¦ ¦ргал развра-¦ ¦ ¦
¦ ¦тных ¦ ¦ ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Порица- ¦Охладел в ¦Будь верен до ¦ Покайся ¦
¦ние ¦любви ¦смерти ¦ ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Что ожи-¦"Сдвину све-¦ ¦ ¦
¦дает ¦тильник" ¦ - - - ¦ - - - ¦
¦ ¦твой ¦ ¦ ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Ветхоза-¦Жизнь в Эде-¦Рабство в Егип-¦Странствование ¦
¦ветный ¦ме (Быт.2:9)¦те (десять каз-¦по Синайской пу-¦
¦период ¦ ¦ней) Исх. 7:12 ¦стыне. Валаам ¦
¦ ¦ ¦ ¦блазняет Израиль¦
¦ ¦ ¦ ¦(Чис. 25:1 и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 31:16) ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Новоза- ¦Апостольское¦Гонение Церкви ¦Борьба с ересями¦
¦ветный ¦время (1-й ¦ при римских ¦(Вселенские Со- ¦
¦период ¦век) ¦императорах ¦боры). ¦
¦ ¦ ¦(2-4 века) ¦Монашество. ¦
¦ ¦ ¦ ¦(4-7 века) ¦
+--------+------------+---------------+----------------+
¦Характер¦Сначала - ¦Очищение через ¦Борьба с ересью ¦
¦периода ¦духовное го-¦гонения и ¦ ¦
¦ ¦рение, потом¦скорби. ¦ ¦
¦ ¦- охлаждение¦ ¦ ¦
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.