Бога. Таков исторический фон Откр.
Теперь попытаемся собрать воедино все, что мы знаем об антихристе. Как и сатана, антихрист в Св. Писании символизирует враждебную Богу силу. Если Христос - Помазанный
Царь Божий, то антихрист - нечестивый князь зла. Если Христос
- воплощение Бога и любви, то антихрист - воплощение диавола и зла.
Идея враждебной Богу силы часть встречается в Ветхом
Завете Задлого до эпохи Нового Завета у антихриста были свои ветхозаветные "предтечи", которые оставили свой глубокий отпечаток на новозаветном образе.
Первый предшественник антихриста - дракон хаоса. Борьба между Богом Творцом и драконом хаоса получила отражение в
Ветхом Завете в нескольких местах. Пророк Исаия говорит о дне, когда Господь поразит левиафана - змея прямо бегущего и левиафана - змея извивающегося и убьет чудовище морское (Ис.
27:1). В иудейском мировоззрении этот древний дракон хаоса получил название Раав. Пророк Исаия говорит: "Не мышца ли
Господня сразила Раава, поразила крокодила?" (51:9) (слав.:
"Не Иерусалим ли еси победил гордаго и расторгнул змия?")
Перечисляя победы Господа, псалмопевец Давид говорит:
"Помяну Раав и Вавилона ведущым Мя" (Пс. 86:4). Иногда Раав в масоретском тексте именуется "гордым": "Ты смутил еси яко язвена, гордаго мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя".
Раав, дракон - ветхозаветный предшественник антихриста, и образ великого дракона вновь возникает в Откр. 12:9 - "И
низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и аггелы его низвержены с ним". Словом "аггел" наши предки называли демона в отличие от Ангела хранителя.
В преданиях древней Палестины представления о зле нередко воплощались в образе Армиллия - губителя народов, чудовищного рыжего плешивого гиганта.
В Ветхом Завете встречается образ Велиала (князь воздуха, вражды и погибели; иногда - предводитель бесов), который в
Новом Завете именуется Велиаром. Так, о негодных сыновьях Илия
(первосвященника и последнего судьи израильского) в масоресткой Библии говорится как о сыновьях Велиала (1 Цар.
2:12): "Сыновья Илия (Офни и Финеес) были люди негодные, они не знали Господа и долга священников в отношении к народу".
Имя Велиала - ветхозаветный синоним зла. Злого и порочного человека называют сыном или дочерью Велиала (в русск. тексте
"негодный" или "негодная"). Когда Анна (мать пророка Самуила)
молилась в Храме о даровании ей ребенка, Илий счел ее пьяною, но Анна ответила, что она не дочь Велиала (в русск. тексте: не негодная женщина) (1 Цар. 1:16): "Не считай рабы твоей негодною женщиною" (слав.: "Не даждь рабы твоея во дщерь погибели").
Навал, имевший обширные пастбища и стада на горе Кармил, но отказавший Давиду в хлебе и назвавший его беглым рабом, именуется в масоретском тексте сыном Велиала (в русск. Библии
- человек злой) (1 Цар. 25:17): "Навал - человек злой, нельзя говорить с ним".
Семей, злословивший Давида, когда тот бежал из Иерусалима во время восстания Авессалома, называет псалмопевца сыном
Велиала (в русск. Библии - убийца и беззаконник) (2 Цар.
16:7): "Так говорил Семей, злословя Давида: уходи, уходи, убийца и беззаконник!"
Лжесвидетели Иезавели, клеветавшие на Навуфея, который отказался продать виноградник Ахаву, называются сынами Велиала
(в русск. Библии - негодные) (3 Цар. 21:10,13): "И против
Навуфея посадите двух негодных людей, которые бы свидетельствовали на него и сказали: ты хулил Бога и царя"
(слав.: "два мужа законопреступных").
В Новом Завете о Велиале (Велиаре) говорится всего один раз: "Какое согласие между Христом и Велиаром? какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6:15). Здесь Велиар - антипод
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.