Апокалиптические видения. Семь чаш гнева Божия. Враг Бога и человека, страница 14

Бога. Таков исторический фон Откр.

Теперь попытаемся собрать воедино все,  что мы  знаем  об антихристе. Как    и   сатана,   антихрист   в   Св.   Писании символизирует враждебную Богу силу.  Если Христос - Помазанный

Царь Божий,  то антихрист - нечестивый князь зла. Если Христос

- воплощение Бога и любви, то антихрист - воплощение диавола и зла.

Идея враждебной Богу  силы  часть  встречается  в  Ветхом

Завете Задлого  до  эпохи Нового Завета у антихриста были свои ветхозаветные "предтечи",  которые  оставили   свой   глубокий отпечаток на новозаветном образе.

Первый предшественник антихриста - дракон  хаоса.  Борьба между Богом  Творцом  и  драконом  хаоса  получила отражение в

Ветхом Завете в нескольких местах. Пророк Исаия говорит о дне, когда Господь  поразит  левиафана  -  змея  прямо  бегущего  и левиафана - змея извивающегося и убьет чудовище  морское  (Ис.

27:1). В  иудейском  мировоззрении  этот  древний дракон хаоса получил название Раав.  Пророк Исаия  говорит:  "Не  мышца  ли

Господня сразила  Раава,  поразила  крокодила?" (51:9) (слав.:

"Не Иерусалим ли еси победил гордаго и расторгнул змия?")

Перечисляя победы  Господа,  псалмопевец  Давид  говорит:

"Помяну Раав и Вавилона ведущым Мя" (Пс.  86:4). Иногда Раав в масоретском тексте  именуется  "гордым":  "Ты  смутил  еси яко язвена, гордаго мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя".

Раав, дракон - ветхозаветный предшественник антихриста, и образ великого дракона вновь  возникает  в  Откр.  12:9  -  "И

низвержен был   великий   дракон,   древний  змий,  называемый диаволом и сатаною,  обольщающий всю вселенную,  низвержен  на землю, и  аггелы  его  низвержены с ним".  Словом "аггел" наши предки называли демона в отличие от Ангела хранителя.

В преданиях древней Палестины представления о зле нередко воплощались в образе Армиллия - губителя народов,  чудовищного рыжего плешивого гиганта.

В Ветхом Завете встречается образ Велиала (князь воздуха, вражды и  погибели;  иногда  - предводитель бесов),  который в

Новом Завете именуется Велиаром. Так, о негодных сыновьях Илия

(первосвященника и    последнего    судьи    израильского)   в масоресткой Библии говорится как о сыновьях  Велиала  (1  Цар.

2:12): "Сыновья  Илия (Офни и Финеес) были люди негодные,  они не знали Господа и долга священников в  отношении  к  народу".

Имя Велиала  -  ветхозаветный  синоним зла.  Злого и порочного человека называют сыном или дочерью Велиала (в  русск.  тексте

"негодный" или "негодная").  Когда Анна (мать пророка Самуила)

молилась в Храме о даровании ей ребенка,  Илий счел ее пьяною, но Анна ответила, что она не дочь Велиала (в русск. тексте: не негодная женщина)  (1  Цар.  1:16):  "Не  считай  рабы   твоей негодною женщиною"  (слав.:  "Не  даждь  рабы  твоея  во дщерь погибели").

Навал, имевший  обширные пастбища и стада на горе Кармил, но отказавший Давиду в хлебе и  назвавший  его  беглым  рабом, именуется в масоретском тексте сыном Велиала (в русск.  Библии

- человек злой) (1 Цар.  25:17): "Навал - человек злой, нельзя говорить с ним".

Семей, злословивший Давида, когда тот бежал из Иерусалима во время  восстания  Авессалома,  называет  псалмопевца  сыном

Велиала (в русск.  Библии -  убийца  и  беззаконник)  (2  Цар.

16:7): "Так  говорил  Семей,  злословя Давида:  уходи,  уходи, убийца и беззаконник!"

Лжесвидетели Иезавели,  клеветавшие  на Навуфея,  который отказался продать виноградник Ахаву, называются сынами Велиала

(в русск.  Библии  -  негодные) (3 Цар.  21:10,13):  "И против

Навуфея посадите   двух    негодных    людей,    которые    бы свидетельствовали на  него  и  сказали:  ты хулил Бога и царя"

(слав.: "два мужа законопреступных").

В Новом  Завете  о Велиале (Велиаре) говорится всего один раз: "Какое согласие между Христом и Велиаром? какое соучастие верного с  неверным?"  (2 Кор.  6:15).  Здесь Велиар - антипод