Начиная с 13:11 в Откр. выступает новый образ - "другого зверя", который в отличие от первого, выходящего из моря, появляется "из земли": "И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон". Если первый зверь, возможно, принадлежит западу, средиземноморскому бассейну, т.е. Римской империи (за морем), то второй, вероятно, приходит с востока, из Азии. Мощь первого зверя являетя по преимуществу количественной, опирающейся на грубую силу; мощь второго - магическая, оккультная, лжепророческая, несущая в мир семена лжи и соблазна.
13:11 - другой зверь "имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон". Зверь есть пародия, пантомима на Агнца,
"имеет два рога", как Агнец. Обманчивость этого грима заранее обличается в Нагорной проповеди: "берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей (агнчей) одежде, а внутри суть волки хищные" (Мф. 7:15). Отсюда следует, что антихрист-лжепророк в качестве второго зверя принимает образ
Агнца, обольщающего мнимой своей кротостью и любвеобильностью, хотя в действительности он будет обманщиком и как носитель зла будет одного духа со зверем, хотя и будет прикрываться льстивыми речами.
В отличие от первого зверя, который покоряет страхом и насилием, второй зверь обманывает лестью. Но он получает свое вдохновение от первого зверя, а последний - от дракона.
Поэтому второй зверь "действует со всею властью первого зверя2
(13:12). Духовно эти звери тождественны. Однако внешне второй зверь получает "всю власть первого зверя". Учение лжепророка становится обязательным исповедованием, кодексом сатанизма.
О втором звере говорится, что он "творил великие знамения, так что и огонь низводил с неба на землю пред людьми" (13:13).
Чудесами вводится принудительное идолопоклонство - не только поклонение зверю, но и почитание его образа. Однако в
Откр. говорится не только о суеверном идолопоклонстве, но еще и о мистическом трюке: "образ зверя сможет говорить и действовать, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (13:15). В аллегорическом смысле говорится о всаяческом запугивании людей, чтобы держать их в состоянии магического оцепенения.
Не только сам зверь, но даже одна мысль онем будет действовать парализующе и убийственно, так что "убиваем будет всякий, кто не будет поклоняться образу зверя". Эта аллегория выражает мысль общей запуганности властью зверя. Имеется в виду не только фактическое насилие власти, вооруженной всеми средствами внешнего принуждения, но и гипноз ее духовный.
Поэтому лжепророк во образе второго зверя принуждает людей к духовному идолопоклонству - сначала "сделать образ зверя", а затем "вложить дух в образ зверя".
Антихрист и антихристы
13:1 - "...увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные".
Сброшенный с небес сатана, зная, что время его коротко, пытается причинить максимальный вред. Для этого он передал свою власть и силу двум зверям. Выходящий из моря зверь символизирует воплощение зла в представлении евангелиста
Иоанна. Зверь описан в выражениях, восходящих к пророку
Даниилу.
В Дан. 7:3-7 есть видение четырех зверей, выходящих из моря, которые символизируют четыре империи, властвовавшие над миром поочередно: Вавилон (лев), Мидия (медведь), Персия
(барс), Греция Александра Македонского (рогатый зверь). В
Откр. тайнозритель объединяет в одном звере черты всех четырех.
Откр. 13:4 - "и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?" Это мрачная антитеза на великий вопрос Исх. 15:11: "Кто, как Ты, Господи, между богами?" Претензии зверя на власть основаны исключительно на грубой силе, на вражде его против Бога.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.