Апокалиптические видения. Семь чаш гнева Божия. Враг Бога и человека, страница 9

Евангелие относит  искушение  Христа сатаной в пустыне ко времени после  крещения   и   сорокадневного   поста,   причем говорится, что Иисус Христос "возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола" (Мф.  4:1, Мк. 1:12-13, Лк. 4:1-2). Если искушение Иова  было  попущено  Богом,  то искушение Христа не только попускается,  но  и  прямо  указуется  Духом  Св.   как неизбежное в  домостроительстве спасения:  "Иисус возведен был

Духом в пустыню для искушения от диавола".

По мнению   некоторых   святых  отцов  (например,  Ефрема

Сирина), во время искушения Христа в пустыне сатана не был еще низвержен с небес и,  вероятно, еще не полностью был убежден в

Богосыновстве Христа. Таким образом, низвержение сатаны с неба произошло, видимо,  вскоре  после искушения Христа,  но еще до

Его распятия.

Подобно тому  как  жертва  Христова  принесена в Небесной

Скинии вне времени,  а евхаристическая жертва во всей  силе  и полноте совершилась  на  Тайной  вечери прежде крестной смерти

Христовой, так  и  здесь  победа   Ангелов   "кровию   Агнца", одержанная вне   времени,   во  времени  могла  совершиться  и совершилась еще прежде фактического  ее  излияния  на  Кресте, ранее смерти Христовой. Если Боговоплощение послужило причиной падения сатаны с небес,  то  само  это  падение  произошло  во времени не   в  момент  Рождества  Христова,  а  вскоре  после искушения Христа в пустыне.

[С подобной  антиномией  мы  уже  встречались  в Павловом богословии Евр.  Христос - Первосвященник Нового Завета принес

Свою жертву  в  Небесной  Скинии  вне времени и пространства Евр. 8:1-3;  9:24.  Голгофская   жертва   была   принесена   в определенный момент  времени.  А  таинство  Тела  и Крови было совершено на Тайной вечери за несколько  часов  до  голгофской жертвы, т.е.   до   того   момента,   как  произошло  событие, актуализировавшее евхаристическую жертву.]

"Когда дракон  увидел,  что низвержен на землю,  он начал преследовать жену,  которая родила  младенца  мужеского  пола"

(12:13). Область  действия  дракона  после низвержения с небес ограничилась, зато   обострилась   до   предела,    сделавшись антихристианской, антицерковной.   Отсюда   начинается  прямая борьба его с Церковью - Телом Христовым.

В Откр.   описываются   события   продолжающейся   доныне демонической войны   за    души    человеческие,    начавшейся одновременно с  низвержением сатаны с небес - и в этом отличие

Откр. от ветхозаветных пророчеств.  Для сатаны уже не остается никакого места на небесах,  и он начинает действовать на земле вместе со своими "ангелами",  которые  становятся  отныне  уже определенно бесами.

Интересно, что Ветхий Завет еще не знает  бесов,  но  ими полон Новый  Завет.  Рлсылая  апостолов на проповедь,  Христос дает им  прежде  всего  заповедь:  "бесов   изгоняйте".   Факт бесоодержимости человечества  во время пришествия Христа может быть понят  в   свете   Откр.,   которое   свидетельствует   о совершившемся изгнании   сатаны   с  неба  именно  в  связи  с

Боговоплощением.

Падшие духи,  утверждаясь  в  своем  падении,  становятся бесами, сатана становится их князем.  Низвергнутый  с  неба  и ставший уже   не  только  искусителем-клеветником,  но  прямым врагом и соперником Христа,  сатана Его более  не  искушает до времени. Время  же для таких искушений фактически миновало,  и сатана не допытывается,  "Кто  же  Он",  как  он  искусительно вопрошал еще в пустыне: "если Ты - Сын Божий... преврати камни в хлебы и низвергнись с кровли  храма".  Теперь  сатана  прямо враждует, ведет открытую войну с Христом, искушая Его учеников.

Демоны всячески стремятся усилить человеческие страсти  и через них   получают  доступ  к  самому  сокровенному  -  душе человеческой. По  Григорию  Синаиту,  каждый  бес  имеет  свою