Война эта свидетельствуется как новое событие, которое наступает в связи с окончательным самоопределением и утверждением каждой из борющихся сторон.
Враг Бога и человека
Хотя Священное Писание очень скупо говорит о враге рода человеческого, можно проследить 3 периода "эволюции" сатаны и его пагубного воздействия на мир:
1) Ветхозаветный сатана.
2) В Новом Завете сатана превращается в диавола.
3) Кульминация борьбы безбожия с Богом и наивысшая точка осатанения людей, изображаемых в Апок.
[На богословских факультетах западных университетов читается особый курс - "демонология", в котором очень подробно изучается Апок.]
Арамейское слово "сатан" - "противоборствующий, враг, противник", арабское - "шайтан", греч. - "сатанос".
Лат. "Люцифер" (от "люкс" - "свет" и "ферре" - "нести") "несущий свет", "сын зари": "Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился о землю, попиравший народы; а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду... в сонме богов" (Ис. 14:12-13).
Апок. 12:4 - дракон своим хвостом "увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю". Согласно мнению большинства святых отцов, революция сатаны против Бога и измена трети ангелов, описанные в Апок., произошли в ангельском мире еще до сотворения мира вещественного.
В отношении сатаны Ветхий Завет отличается крайней сдержанностью, ограничиваясь констатацией существования этого лица и его козней. О сатане говорится очень редко и так, чтобы строго сохранялся принцип трансцендентности единого Бога, избегая того, что могло бы подвигнуть людей к дуализму признанию равенства двух начал: добра и зла.
Сатана представляется не столько как прямой противник, сколько как один из ангелов, окружающих Яхве, выполняющий функции судебного обвинителя, заставляющий уважать правду и права Божии.
Разрушительное воздействие сатаны, пока он еще являлся пред лице Божие вместе с ангелами, было поставлено в границы
Промыслом Божиим и даже промыслительно служило целям икономии.
Это можно отнести, например, к попущению Божию относительно искушения прародителей в саду Эдемском.
Змей-искуситель изображается здесь как одно из земных созданий Божиих (Быт. 3:1), в которое вселяется сатана. Он есть в этом смысле небесно-земное существо, над которым совершается и двоякий суд Божий: с одной стороны как над змеем, а с другой - как над духовным существом, для которого
Бог полагает вражду между ним и женою с семенем ее (Быт.
3:15). В этом приговоре проявляется долготерпение Божие: в нем нет окончательного низвержения сатаны с неба, хотя диавол и остается клеветником "братий наших пред Богом, который клеветал день и ночь" (Апок. 12:10).
Как ни губительно было действие сатаны в мире (на небе и на земле), это еще не влекло низвержение его с неба, окончательное лишение его ангельского достоинства.
В книге Иова улавливается мысль, что сатана все еще ангел, подчиненный Богу и имеющий доступ в Его присутствие
(Иов 2:1): "Был день, когда пришли сыны Божии (т.е. ангелы)
предстать пред Господом, между ними пришел и сатана предстать пред Господом".
В таком же тоне взаимотерпимости выдержан разговор между
Богом и сатаной, который в ответ на свое сомнение получает от
Бога разрешение искушать Иова, хотя и с известным ограничением:"только душу его сберечь" (Иов 2:6).
В соборном послании Иуды приводится ветхозаветный апокриф об успении Моисея: "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"
(1:9).
В книге пророка Захарии мы также видим сатану, имеющего доступ в присутствие Бога (3:1-2). В Ветхом Завете "сатана"
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.