Апокалиптические видения. Семь чаш гнева Божия. Враг Бога и человека, страница 7

Война эта  свидетельствуется  как   новое   событие,   которое наступает в   связи   с   окончательным   самоопределением   и утверждением каждой из борющихся сторон.

Враг Бога и человека

Хотя Священное Писание очень скупо говорит о  враге  рода человеческого, можно  проследить 3 периода "эволюции" сатаны и его пагубного воздействия на мир:

1) Ветхозаветный сатана.

2) В Новом Завете сатана превращается в диавола.

3) Кульминация  борьбы безбожия с Богом и наивысшая точка осатанения людей, изображаемых в Апок.

[На богословских   факультетах   западных   университетов читается особый курс - "демонология", в котором очень подробно изучается Апок.]

Арамейское слово  "сатан"  -  "противоборствующий,  враг, противник", арабское - "шайтан", греч. - "сатанос".

Лат. "Люцифер" (от "люкс" - "свет" и "ферре" - "нести") "несущий свет",  "сын зари": "Как упал ты с неба, денница, сын зари, разбился о землю,  попиравший народы; а говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду... в сонме богов" (Ис. 14:12-13).

Апок. 12:4  -  дракон  своим хвостом "увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю". Согласно мнению большинства святых отцов,  революция  сатаны  против  Бога  и измена трети ангелов, описанные в Апок., произошли в ангельском мире еще до сотворения мира вещественного.

В отношении  сатаны  Ветхий  Завет   отличается   крайней сдержанностью, ограничиваясь  констатацией существования этого лица и его козней. О сатане говорится очень редко и так, чтобы строго сохранялся   принцип  трансцендентности  единого  Бога, избегая того,  что могло бы  подвигнуть  людей  к  дуализму  признанию равенства двух начал: добра и зла.

Сатана представляется не столько  как  прямой  противник, сколько как  один  из  ангелов,  окружающих Яхве,  выполняющий функции судебного обвинителя,  заставляющий уважать  правду  и права Божии.

Разрушительное воздействие сатаны,  пока он  еще  являлся пред лице  Божие вместе с ангелами,  было поставлено в границы

Промыслом Божиим и даже промыслительно служило целям икономии.

Это можно  отнести,  например,  к попущению Божию относительно искушения прародителей в саду Эдемском.

Змей-искуситель изображается  здесь  как  одно  из земных созданий Божиих (Быт.  3:1),  в которое вселяется  сатана.  Он есть в   этом  смысле  небесно-земное  существо,  над  которым совершается и двоякий суд  Божий:  с  одной  стороны  как  над змеем, а  с другой - как над духовным существом,  для которого

Бог полагает вражду между ним  и  женою  с  семенем  ее  (Быт.

3:15). В этом приговоре проявляется долготерпение Божие: в нем нет окончательного низвержения сатаны с неба,  хотя  диавол  и остается клеветником   "братий   наших   пред  Богом,  который клеветал день и ночь" (Апок. 12:10).

Как ни  губительно было действие сатаны в мире (на небе и на земле),  это  еще  не  влекло  низвержение  его   с   неба, окончательное лишение его ангельского достоинства.

В книге Иова  улавливается  мысль,  что  сатана  все  еще ангел, подчиненный  Богу  и  имеющий  доступ в Его присутствие

(Иов 2:1):  "Был день,  когда пришли сыны Божии (т.е.  ангелы)

предстать пред Господом,  между ними пришел и сатана предстать пред Господом".

В таком  же тоне взаимотерпимости выдержан разговор между

Богом и сатаной,  который в ответ на свое сомнение получает от

Бога разрешение    искушать   Иова,   хотя   и   с   известным ограничением:"только душу его сберечь" (Иов 2:6).

В соборном послании Иуды приводится ветхозаветный апокриф об успении  Моисея:  "Михаил   Архангел,   когда   говорил   с диаволом, споря   о   Моисеевом   теле,   не  смел  произнести укоризненного суда,  но сказал:  "да  запретит  тебе  Господь"

(1:9).

В книге пророка Захарии мы также видим  сатану,  имеющего доступ в  присутствие  Бога (3:1-2).  В Ветхом Завете "сатана"