Апокалиптические видения. Семь чаш гнева Божия. Враг Бога и человека, страница 8

нередко означает просто  "соперник,  противник".  Так,  ангел, стоявший на    пути    Валаама,   чтобы   остановить   его   и воспрепятствовать его  грешным  намерениям,  назван  в   греч.

тексте Септуагинты   "противником"  (Чис.  22:34):  "И  сказал

Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге".

Филистимляне опасались,  что Давид станет их  противником

(1 Цар.   29:4).   Сатана-противник  побудил  Давида  провести перепись народа в прямое нарушение  заповеди  Божьей  (1  Цар.

21:1): "И  восстал сатана на Израиль и возбудил Давида сделать исчисление Израильтян".

Когда Соломон  взошел  на  престол,  Бог  благословил его царство покоем,  так что не было у него противника (сатаны) (3

Цар. 5:4).

Сатана иногда исполняет роль обвинителя людей пред  Богом на суде  Божьем,  и  в этом смысле он - их "противник".  (Арх.

Михаил выступает,  как правило, защитником людей.) Так, сатана обвиняет Иова,  цинично  заявляя,  что Иов служит Богу корысти ради, а  если  начнутся  невзгоды,  от  его   преданности   не останется и следа (Иов. 1:11-12).

Ветхозаветное более или менее терпимое отношение к сатане относится скорее к положению сатаны до его низвержения с неба.

Ветхий Завет не знает слова "диавол".  Только в  Новом  Завете сатана становится   диаволом   -   клеветником,   искусителем, лукавым, злым ("диаволос"  по  смыслу  близко  к  "понирос"  "злой"). Греч.  "диаволос" - "клеветник;  тот,  кто выдумывает обвинения, соблазнитель".  Евангелист   Иоанн   называет   его

"князем мира" (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), т.к. он уже сброшен с небес и проявляет свою злую активность  непосредственно  среди людей.

[Ап. Павел называет сатану "князем  воздуха"  (Еф.  2:2):

"Вы некогда   жили   по  обычаю  мира  сего,  по  воле  князя, господствующего в воздухе,  духа,  действующего ныне  в  сынах противления"].

Поражение сатаны описывается в  Апок.  12:8  -  дракон  и ангелы его  "не устояли,  и не нашлось для них места на небе".

Отсюда можно заключить,  что место на небе (в каком бы  то  ни было смысле)  ранее для сатаны еще оставалось,  что и явствует из истории Иова,  когда сатана  мог  даже  низводить  реальный огонь с небес.

"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и  сатаной,  низвержен на землю,  и ангелы его с ним"

(Апок. 12:9).  С этого момента путь к небу для нас был духовно расчищен, пролог  нашего  искупления  свершился.  С  этого  же момента начинается апокалиптическая война сатаны за  власть  в этом мире,   когда   ветхозаветное   двусмысленное   состояние терпимости и   снисхождения   становится   уже    невыносимым, невозможным и недопустимым, вредным для божественной икономии.

Перед лицом сошествия с небес Сына Божия  потеряла  место всякая ветхозаветная   двусмысленность,   недоговоренность   и неокончательность. Против  Сына  Божия  сатана  выступил   уже открытым соперником, притязающим на власть "князя мира сего".

Апок. свидетельствует  о  попытках  сатаны  вмешаться   в домостроительство спасения.   Злой   умысел   Ирода  умертвить

Богомладенца, сопровождавшийся       избиением       младенцев вифлеемских, -  это  "актуализация"  борьбы  дракона,  ищущего

"пожрать младенца" (12:4): "...дракон стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца".

Низвержение сатаны    с    неба    является    следствием

Боговоплощения. В  какой момент евангельской истории произошло изгнание сатаны?  В частности, относится ли искушение Христа в пустыне к  низверженному  с  неба  сатане или же сатана еще на небесах?

В ответ на радость учеников о том, что бесы повинуются им о имени Его,  Христос сказал им:  "Я видел сатану,  спадшего с неба, как   молнию"   (Лк.   10:17-20).   Это  сказано  как  о свершившемся факте.