нередко означает просто "соперник, противник". Так, ангел, стоявший на пути Валаама, чтобы остановить его и воспрепятствовать его грешным намерениям, назван в греч.
тексте Септуагинты "противником" (Чис. 22:34): "И сказал
Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге".
Филистимляне опасались, что Давид станет их противником
(1 Цар. 29:4). Сатана-противник побудил Давида провести перепись народа в прямое нарушение заповеди Божьей (1 Цар.
21:1): "И восстал сатана на Израиль и возбудил Давида сделать исчисление Израильтян".
Когда Соломон взошел на престол, Бог благословил его царство покоем, так что не было у него противника (сатаны) (3
Цар. 5:4).
Сатана иногда исполняет роль обвинителя людей пред Богом на суде Божьем, и в этом смысле он - их "противник". (Арх.
Михаил выступает, как правило, защитником людей.) Так, сатана обвиняет Иова, цинично заявляя, что Иов служит Богу корысти ради, а если начнутся невзгоды, от его преданности не останется и следа (Иов. 1:11-12).
Ветхозаветное более или менее терпимое отношение к сатане относится скорее к положению сатаны до его низвержения с неба.
Ветхий Завет не знает слова "диавол". Только в Новом Завете сатана становится диаволом - клеветником, искусителем, лукавым, злым ("диаволос" по смыслу близко к "понирос" "злой"). Греч. "диаволос" - "клеветник; тот, кто выдумывает обвинения, соблазнитель". Евангелист Иоанн называет его
"князем мира" (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), т.к. он уже сброшен с небес и проявляет свою злую активность непосредственно среди людей.
[Ап. Павел называет сатану "князем воздуха" (Еф. 2:2):
"Вы некогда жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления"].
Поражение сатаны описывается в Апок. 12:8 - дракон и ангелы его "не устояли, и не нашлось для них места на небе".
Отсюда можно заключить, что место на небе (в каком бы то ни было смысле) ранее для сатаны еще оставалось, что и явствует из истории Иова, когда сатана мог даже низводить реальный огонь с небес.
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, низвержен на землю, и ангелы его с ним"
(Апок. 12:9). С этого момента путь к небу для нас был духовно расчищен, пролог нашего искупления свершился. С этого же момента начинается апокалиптическая война сатаны за власть в этом мире, когда ветхозаветное двусмысленное состояние терпимости и снисхождения становится уже невыносимым, невозможным и недопустимым, вредным для божественной икономии.
Перед лицом сошествия с небес Сына Божия потеряла место всякая ветхозаветная двусмысленность, недоговоренность и неокончательность. Против Сына Божия сатана выступил уже открытым соперником, притязающим на власть "князя мира сего".
Апок. свидетельствует о попытках сатаны вмешаться в домостроительство спасения. Злой умысел Ирода умертвить
Богомладенца, сопровождавшийся избиением младенцев вифлеемских, - это "актуализация" борьбы дракона, ищущего
"пожрать младенца" (12:4): "...дракон стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца".
Низвержение сатаны с неба является следствием
Боговоплощения. В какой момент евангельской истории произошло изгнание сатаны? В частности, относится ли искушение Христа в пустыне к низверженному с неба сатане или же сатана еще на небесах?
В ответ на радость учеников о том, что бесы повинуются им о имени Его, Христос сказал им: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10:17-20). Это сказано как о свершившемся факте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.