Первое чудо Иисуса - умножение вина на свадьбе в Кане Галилейской

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  2

В прошлый  раз,  начав  читать  Евангелие  от Иоанна,  мы остановились на  призвании  первых  апостолов,  как  об   этом повествует Иоанн   Богослов.   После   этого   во   2-й  главе описывается брак в Кане Галилейской.  Матерь Иисуса тоже  была там, были  туда  званы  и  ученики Иисуса.  Другие евангелисты пишут о разных чудесах,  а Иоанн  Богослов  начинает  с  этого чуда, его  ставит самым первым в описании чудес.  "Так положил

Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу  Свою;  и уверовали   в   Него   ученики   Его"   (Ин.  2:11).

Конечно, удивительно,  что Иисус для своего первого  чуда избрал такое дело,  чтобы умножить вино на свадьбе.  Богословы объясняют это чудо как прообразовательное,  где  вино  как  бы прообразует Кровь   Христову,   которая  вскоре  прольется  за человеческий род и которая не иссякнет, которая , как Солнце в каждой капле   воды,   всей   полнотой  отражается,  настолько умножится в таинстве Евхаристии и кровь Христова, что в каждой литургии поистине  будет  как  бы  в первый и единственный раз принесена эта  жертва  Тела  и  Крови  Христовой   нас   ради, человеков, и нашего ради спасения.

Конечно, в священной истории все имеет прообразовательное значение и  все связано одно с другим,  но здесь было реальное событие, реальная свадьба  и  реальная  потребность  именно  в вине, а   не  в  пище.  И  Господь  эту  реальную  потребность совершенно реально  удовлетворил.  И  сделал  Он  это   как-то незаметно, так  что  цель Его была поистине сделать только то, что Он сделал.

Характерно для  этого  чуда было то,  что в нем принимала участие Божия Матерь.  В этом чуде два момента служения Божией

Матери нашли свое отражение.  Во-первых,  ее заступничество за весь человеческий род,  и мы действительно можем  прибегать  с нашими нуждами,  мольбами  к  Божией  Матери как к Матери рода человеческого и  Она  предстательствует  за  нас  перед  Своим

Божественным Сыном.  Именно  Она сказала Ему:  вина нет у них.

"Иисус говорит Ей:  что Мне и Тебе,  Жено?  еще не пришел  час

Мой. Матерь  Его  сказала  служителям:  что скажет Он вам,  то сделайте" (Ин. 2:4-5).

Эти два  момента - ее предстательство за человеческий род и Ее обращение к нам,  Ее как бы вечная и постоянная проповедь нам, которая явлена нам в Ее чудотворных иконах, которые почти все представляют собой изображение Божией Матиери, держащей на руках Младенца  и как бы на Него указывающей.  Этим жестом Она как бы говорит:  что  скажет  Он  вам,  то  сделайте.  В  этом сущность Ее  проповеди  нам.  И  когда Божия Матерь являлась в православном мире,  Она являлась  именно  так:  в  тени  Своих чудотворных икон,   где  все  время  напоминала  нам  о  Своем

Божественном Младенце и о необходимости выполнять все,  что Он нам скажет.

Божия Матерь всегда являлась нам в  Своих  иконах,  когда нужна была    какая-то   помощь,   какое-то   заступление   за человеческий род - за одного человека или за весь человеческий род, за всю Церковь.

Иисус вино  умножил   как-то   незаметно.   Разные   были участники в этом чуде. Матерь Его, которая сказала Ему о вине.

Было тут  шесть  водоносов,  стоявших   по   обычаю   очищения иудейского. Иисус   говорит   им:   наполните   сосуды  водою.

Служители наполнили сосуды водой до  верха,  а  затем  Господь велел им  почерпнуть  и  нести  к распорядителю пира.  То есть распорядителю пира принесли вино на пробу,  не  говоря  откуда оно взялось.  И  понесли,  и  распорядитель отведал этой воды, сделавшейся вином,  не зная откуда оно.  А  знали  это  только служители, почерпавшие   воду.   Тогда   распорядитель  позвал жениха. "И говорит ему:  всякий человек подает сперва  хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе" Так он похвалил жениха. Жених, очевидно, не разбирался особенно, откуда это вино.

И вот так просто дал  Господь  вино  этим  бедным  людям, как-то утешил  их,  дав  необходимое,  и  не  говорил никакого назидания или поучения, а просто сделал людям то, что им нужно было.

Это самое первое  чудо  напоминает  нам  о  необходимости как-то бережно относиться к тому состоянию человека, в котором он находится,  и помнить всегда,  где что-то можно говорить, а где нельзя,  где  люди склонны слушать слово проповеди,  а где они не склонны его слушать. Тут был брак, и Господь просто дал вино, которого  людям  не  хватало,  чтобы  не  вышло никакого недовольства, не было ропота на хозяев,  чтобы все было как  у людей. А уже потом все участники события, видимо, сличили, кто что дал,  и тогда открылось,  откуда взялось это вино.  И, как сказано, "уверовали в Него ученики Его".

Ученики эту истину как-то для себя  исследовали,  узнали.

Люди получили  то,  что им было нужно,  и ученики получили то, что им было нужно знать.

"После сего  пришел Он в Капернаум,  Сам и Матерь Его,  и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней" (2:12).

Затем во    2-й   главе   описывается   очищение   храма.

"Приближалась Пасха Иудейская,  И Иисус пришел в  Иерусалим  и нашел, что в храме продавали волов,  овец и голубей,  и сидели меновщики денег" (2:13-14).  Другие евангелисты тоже описывают очищение храма,  когда Господь пришел в храм и увидел

Похожие материалы

Информация о работе