Л Е К Ц И Я 7
Глава 12:4 - "Благословляйте гонителей ваших;
благословляйте, а не проклинайте", - пишет апостол Павел. И
далее, в ст. 18: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми".
Иоанн Златоуст: "Гонители суть приставлены для раздачи наград. Награда за то, что что гоним, и за то, тчто благословляешь гонителя по заповеди Спасителя. Этим ты приведешь в изумление противников и вразумишь их своими делами".
Отношение к властям
Рим. 13:1-7. Павел был римским гражданином и весьма ценил это звание.
Дееписатель и евангелист Лука, верный ученик Павла, постоянно подчеркивал лояльность Павла по отношению к государственной власти и римскому закону. И не без основания.
Lex Romana, римское право, не раз спасало апостола от самосуда разгневанной толпы и ложных доносов его врагов.
В Деяниях Лука не раз показывает справедливость римского закона и судопроизводства к Павлу и даже обращение высших чиновников в христианство.
Деян. 13:12. Сергий Павел, губернатор Кипра, очень доброжелательно относился к Павлу и сам уверовал во Христа.
Деян. 18:12-17. Проконсул Галлион в Коринфе отказался наказывать Павлап, как того требовали иудеи.
Деян. 16:35. Судьи в Филиппах, осознав свою ошибку, принесли публичные извинения Павлу.
Деян. 19:31-40. Во время мятежа в Ефесе правители ефесские заботились о том, чтобы Павлу не был причинен вред.
Таким образом, Лука постоянно подчеркивает благопристойное отношение римского государства к христианам и справедливость римского закона по отношению к Павлу, так как христиане - благочестивые и верные граждане.
Устами языческих властей Лука свидетельствует о лояльности Павла. К такой же лояльности Павел призывает и своих римских читателей. "Сущыя власти от Бога учинены суть"
("Существующие власти от Бога установлены") - Рим. 13:1. Для апостола носители власти - служители Божии (греч.: "литурги фэу") - Рим. 13:6. То есть они подотчетны и подответственны не столько по отношению к своим начальникам, сколько по отношению к Богу. Апостол трижды повторяет: "Начальник - Божий слуга".
Время, в которое Павел писал Рим. (середина 50-х гг.), благоприятствовало такой оценке римской государственной власти. Это было в начале правления Нерона, когда императорская власть стояла еще достаточно высоко.
К концу Апостольского века положение изменилось. Для тайнозрителя Иоанна Богослова в Апокалипсисе Рим есть уже
Вавилон, великая блудница, а память о Нероне ассоциируется с образом зверя (Апок. 13).
Середина 50-х гг. 1 века, когда было написано Рим., отличалась неслыханной распущенностью. Но не всегда так было.
Когда-то римское гражданство, которое Павел очень ценил, ассоциировалось с соблюдением закона и порядка не только в социальной, но и в нравственной сфере, семейной жизни.
Показательны первые 500 лет истории Римской республики, в течение которых в Риме не было зарегистрировано ни одного развода. Первый развод был зафиксирован в 234 г. до Р.Х. событие столь редкое, что история сохранила даже имя человека, который первым развелся с женой - Стурий Карвилий Руга. Ну а затем нравы стали стремительно падать, и в конце концов пал сам Рим. Павел подчеркивает, что упадок морали и национальная катастрофа идут рука об руку; первое в конечном счете обусловливает и вызывает второе.
Несмотря на лояльность христиан к государственной власти в Римской империи, именно христианам первым пришлось пострадать от этой власти. Христиане отказывались приносить жертву о благополучии императора, которая заключалась в том, что один раз в год нужно было воскурить щепотку фимиама перед статуей или изображением цезаря и произнести: "Император Бог". Такой отказ приравнивался к политической неблагонадежности и даже государственной измене. С этим связано первое гонение на христиан в Риме в 52 г., когда
Клавдий издал указ, по которому изгонялись те, кто проповедовал Христа и нарушал спокойствие граждан. Именно после этого указа Акила и Прискилла переселились в Коринф
(Деян. 18:2).
Но даже в первой половине 60-х гг., в эпоху нравственной распущенности и начавшихся гонений, апостол Петр призывает христиан оказывать послушание носителям власти: "Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли..., правителям ли... - ибо такова есть воля Божия" (1 Пет.
2:13). Христианство никогда не призывало к политической или социальной революции.
Надо ли повиноваться всякой государственной власти?
Большинство толкователей отвечают отрицательно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.