Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Уарство Божие не в слове, а в силе, страница 9

Церкви покоится  на  основании  нравственном  и  на  основании евхаристическом. Нравственному    основанию    посвящены     приемущественно, хотя и не исключительно - главы 5-10:

а) о церковной дисциплине (гл. 5)

б) о воздержании и невоздержании (гл. 6)

в) о браке и безбрачии (гл. 7)

г) о   сильных   и   немощных  в  вере  (имеется  в  виду употребление в пищу идоложертвенного  и  участие  в  языческих жертвенных трапезах - гл. 8-10)

д) о поведении женщин при Богослужении (11:1-16).

В главах  11-14  апостол  говорит  преимущественно (но не исключительно) о     единстве     евхаристическом.      Такова

Евхаристическая трапеза  (гл.  11:  17-34),  таков  Единый Дух

Святой, являющий  Себя  в  многообразии  духовных  даров  (гл.

12-14). Апостол  оценивает  дары духовные в зависимости от той пользы, которую  они  приносят  Церкви   (гл.   14).   Русский церковный историк   В.В.Болотов   из   Петербургской  Духовной

Академии писал, что для Церкви канонично то, что полезно.

Цель стяжания    духовных    даров    есть   спасение   и жизнь будущего века,  и гл.  15 с  ее  учением  о  Воскресении естественно заключает основную часть послания.

В 1 Кор.  (15:32) Павел упоминает о "борьбе со зверем  во

Эфесе", что  большинство экзегетов относят к эфесскому мятежу, описанному в  Деян.  19:23  -  о  столкновении  ап.  Павла   с

Димитрием Среброковачем.  Тогда  1  Кор.  было  написано после эфесского мятежа.

Глава 16  имеет практический характер.  Ап.  Павел делает распоряжения о пожертвованиях в пользу  Иерусалимской  церкви.

Апостол на  практике  вводит коринфян в единство христианского мира. Павел призывает к стойкости и братской любви  (16:14-15)

- "Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Все у вас да будет с любовью").

Напоминание о   любви   к  Господу  в  ст.  22  кончается возгласом на  арамейском  языке  "маранафа",   которое   Павел оставляет без перевода.

"Маранафа" - "Господь пришел", "Господь наш грядет", или, как в Апок.  22:20 - "Ей, гряди, Господи Иисусе!". Этот призыв еще раз  свидетельствует  об  эсхатологической  устремленности

Апостольского века, которая отразилась и на послании.

Послание начинается  благодарственной  молитвой  (1:4)  "Непрестанно благодарю  Бога  моего  за  вас,  ради  благодати

Божией, дарованной вам во Христе Иисусе".  Благодать -  первое ключевое слово 1 Кор.

Христос, Которого  Павел  проповедовал  в  Коринфе,  есть

Христос распятый.  Поэтому  благовестие  Павла  о  Христе есть благовестие о Его Кресте  (1  Кор.  1:17-29),  которое  являет мудрость Божию в немощи человеческой.

Крест Христов,  указывая путь в  Царство,  сообщает  силу немощи человеческой.  И  самое,  пожалуй,  известное речение 1

Кор. (4:20) - "Уарство Божие не в слове, а в силе".

Второй ключевой  момент  послания - установление таинства

Евхаристии. В главе 11:23-25 ап.  павел параллельно синоптикам говорит об установлении таинства Евхаристии. Говорит как пятый евангелист, даже отчетливее.  В главе 11:23 есть слова: "Ибо я от Самого  Господа  принял  то,  что  и вам передал".  Апостол был введен в тайну  Евхаристии  Самим  Христом,  минуя  всякое человеческое посредство.

В ст. 23-25 даются установительные слова Евхаристического канона, которыми  оканчивается молитва Санктуса:  "Яко Господь

Иисус Христос в нощь,  в нюже предан бываше,  приемь  хлеб,  и благодарив преломи и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое;  сие творите  в  Мое  воспоминание.  (Этими словами начинается  анамнеза  в  Литургии  Василия  Великого.)

Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в

Моей Крови; сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание".

Евхаристия - это  экклезиологическое  основание  единства

Церкви. Павел  требует  от  верующих  самоиспытания перед этим

Таинством Царства.  "Кто будет есть Хлеб  сей  или  пить  чашу

Господню недостойно,   виновен   будет  против  Тела  и  Крови

Господней" (11:27).  На ст. 28-34 основана практика подготовки к Святому  причащению:  "Да  искушает человек себе,  и тако от

Хлеба да яст и от Чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет,  не разсуждая Тела Господня. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает".