Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Уарство Божие не в слове, а в силе, страница 2

Иоанн Златоуст:  "Всякий  вид  власти в государстве,  и в школе, и в семье установлен Богом.  Но это  не  означает,  что всякому носителю   власти   надлежит   повиноваться.  Не  надо повиноваться узурпатору, который противится воле Бога".

Когда в 4 веке к власти пришел Юлиан Отступник, христиане молились о  его  скорейшей  погибели,  и  действительно  Юлиан процарствовал лишь полтора года.

Затем апостол опять пишет о любви.

Глава 13:8 - "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви".

Кто любит, тот исполняет закон - Рим. 13:8-10. "Любовь не делает ближнему зла... любовь есть исполнение закона" (13:10).

Все заповеди Декалога в одном:  люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев.  19:18;  Рим.  13:9).  "Ночь прошла, а день приблизился". Под днем прдразумевается вся жизнь человека ради спасения. Апостол подчеркивает ее длительность, ибо спасение не мгновенное событие.  Человеку нужен весь путь земной жизни, чтобы спастись.

Протестанты заблуждаются,  когда  называют  всех верующих спасенными. Когда  человек  принимает  начаток  веры,  он   не спасен, а   только  начинает  путь  к  спасению.  Для  каждого человека возможен  регресс.  "Итак  отвергнем  дела   тьмы   и облечемся в оружия света" (Рим. 13:12).

Обращение Августина

Рим. 13:1 - "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не  превращайте  в  похоти"  (слав.:  "плоти угодия   не  творите  в  похоти"),  т.е.  не  делайте  материю самоценной, страстью.

Этот стих  главы  13  послужил обращению блж.  Августина, епископа Иппонского;  он пишет об этом в "Исповеди" (гл.  12).

Однажды в лесу он услышал голос: "бери и читай". Августин взял первую попавшуюся книгу и раскрыл  ее  -  это  оказалось  Рим.

13:14: "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа...".  В этот момент свет веры просветил его сердце,  и  все  тени  сомнения рассеялись.

Этот рассказ напоминает историю обращения  прп.  Амвросия

Оптинского (Александра  Гренкова),  когда  ему  было  26 лет и преподавал греческий  язык  в  липецком  училище.  В  лесу   в журчанье ручья  он  услышал  голос,  призывавший его порвать с миром.

Второй отдел в нравственном учении Рим. посвящен проблеме сильных и немощных в вере. В главах 14 и 15 ап. Павел излагает учение о снисхождении к немощным верою христианам, т.е. таким, которые, не  будучи  в  состоянии   возвыситься   до   полного понимания христианских    истин    и   христианской   свободы, обнаруживают излишнюю приверженность к внешности в религии.

Главная мысль наставления апостола заключается в том, что к немощным верой следует относиться не с упреком и осуждением, но с христианской любовью и снисхождением. Ибо никто из нас не имеет никакого права судить своего брата,  как никто не  может судить чужого раба.  Мы все рабы Господни;  судьей нашим может быть в делах веры только Бог. И тем более не можем мы осуждать своих немощных  в вере братьев за их приверженность к обрядам, за то,  что своим строгим исполнением  обрядового  закона  они стремятся к  высокой и святой цели - угодить Богу.  При этом в них истинная вера в Бога настолько тесно и неразрывно  связана с обрядностью,   что  всякий  укор,  каждое  резкое  осуждение последней может поколебать самую их веру. Такого соблазна надо особенно бояться. (Ср. русских старообрядцев, готовых "умереть за последний  аз".  Проблема,  однако,  в   том,   что   обряд фактически становится тождественным догмату).

Многие немощные в вере в римской Церкви налагали на  себя пищевые ограничения.  В определенном смысле это было связано с развитием гностицизма.

Исходная точка ап. Павла - свобода, которую он возводит к ее основанию - вере,  и основной принцип его:  "все, что не по вере, грех"  (Рим.  14:23).  При  этом  акцент  переносится на духовный мир человека: "Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе" (Рим. 14:17).

По любви к немощным сильные призываются ограничивать себя в своей  свободе,  имея  пред  собою пример Христова смирения: