Иное мнение у еп. Кассиана Безобразова ("Христос и первое христианское поколение") и Н.Н.Глубоковского ("Благовестие Ап.
Павла по происхождению и существу").
Указание 1 Кор. 5:9 - "Я писал вам в послании не сообщаться с блудниками" они понимают как ссылку на некое другое послание, которое было отправлено Павлом ранее, чем 1
Кор. Во 2 Кор. Павел ссылается на какое-то более раннее и очень строгое послание, которое должно было огорчить читателей: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами" (2 Кор. 2:4). "Я вижу, что послание то опечалило вас" (2 Кор. 7:8).
Эту ссылку на строгое послание еп. Кассиан и
Н.Н.Глубоковский не относят к 1 Кор., т.к. 1 Кор. вовсе не отличается строгостью и не могло огорчить читателей. Еп.
Кассиан считает, что строгое послание было написано Павлом после 1 Кор.
Вполне вероятно, что ап. Павел отправил в Коринф 4
послания:
1-е - о несообщении с блудниками, до нас не дошедшее;
2-е - это наше 1 Кор.
3-е - строгое послание с прещениями, тоже не дошедшее до нас
4-е - это наше 2 Кор.
На Западе многие библеисты считают, что фрагменты не дошедшего до нас послания вошли в 1 Кор. (6:12-20). Здесь
Павел призывает остерегаться блуда: "Бегайте блуда; всякий грех... есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела". Слав. "блудяй во свое тело согрешает" - 6:18, а также во 2 Кор. 6:14 - 7:1 (где Павел снова призывает очиститься "от всякой скверны плоти и духа: совершая святыню в страхе
Божием").
Таково, например, мнение Merril Tenney "New Testament
Survey". L., 1961 (русск. перевод - "Мир Нового Завета" 1988
г.). Тэнни считает, что 2 Кор. - не одно послание, а два в одном. Промежуточное суровое послание, написанное "со многими слезами" от "великой скорби и стесненного сердца" (2 Кор.
2:4), видимо, затерялось, т.к. 1 Кор. отнюдь не отличается сугубой суровостью, печалью или слезами. Поэтому главы 10-13 2
Кор. (в которых Павел защищает свое апостольское достоинство от нападок врагов и грозит им прещениями - "...когда опять приду, не пощажу" - 2 Кор. 13:2) могли составлятьтретье послание, написанное между 1 Кор. и первыми девятью главами 2
Кор. Это третье послание мог доставить в Коринф Тит, о котором упоминается во 2 Кор. 7:13. Оно действительно могло быть весьма суровым, и Павел это признает: "Если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время" (2 Кор. 7:8).
Существует также возможность того, что 1-9 главы 2 Кор.
составляли четвертое послание.
Такое разномыслие библеистов вполне допустимо и соответствует, в общем, Павловой мысли, выраженной в 1 Кор.
(11:19), где апостол призывает мириться с разномыслием (греч.
"эресис" - ересь), поскольку оно служит выявлению искусных в отстаивании истины (11:19 - "Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные". Слав.:
"Подобает и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас"). На богословском языке такое разномыслие называется
"теологуменой" - частным мнением.
Из 7 главы 1 Кор. следует, что и коринфяне писали ап.
Павлу. (Существует даже апокрифическое послание коринфян Павлу на сирийском языке). В 1 Кор. 7:1 Павел ссылается на полученное им письмо: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины". Значит, 1 Кор. есть послание ответное. Учитывая ответный характер послания, прп. Феофан
Затворник жедид 1 Кор. на "отделения", соответствовавшие пунктам полученного Павлом письма от коринфян.
Послание начинается словом о Кресте (гл. 1), кончается свидетельством о Воскресении (гл. 15). Это - две вехи, определяющие структуру послания. Другая тема - экклезиология, которая основана на единстве Церкви (об этом говорится и в
Апостоликоне, в главе "знамения 1 послан. к коринф.". Единство
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.