допророческий период Бог является ревнителем, наказывающим детей за вину отцов до третьего-четвертого рода (Исх. 20:5,
34:7; Числ 14:18; Втор. 5:9), то пророческий призыв к покаянию исходит из мысли, что народ подлежит осуждению за грехи только живущих поколений. В пределах каждого поколения праведному противопоставляется злой, делающий злое пред очами Божиими:
беззаконие, несправедливость, мятеж, упущение и т.п. Все это составляет как бы "долг" (в смысле задолженности) каждого поколения. История спасения предстает как история безустанно повторяемых Богом Творцом попыток оторвать человека от его привязанности "брать в долг" грехи, приобщить его к безграничной Божественной любви и милосердию.
Пророк Иезекииль придает учению о грехе конкретный характер, подчеркивая индивидуальность греха и наказания: в союзе с Яхве состоит не только весь народ, поколение людей, но и каждый человек в отдельности. "Душа согрешающая, она умрет;
сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына" (Иез.
18:20). И даже более того: "Праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего" (Иез. 33:12).
Малейшее неправильное движение воли может кончиться катастрофой, ибо ко греху относится даже бессознательное, несвободное нарушение правды Божией: "Запечатлел же ми еси беззакония в мешце, назнаменал же еси, аще что неволею преступих" (т.е. Бог собрал вместе - в одном мешке - все вольные и невольные прегрешения) (Иов 14:17). Строжайшее внимание к себе и постоянный самоконтроль требуются от каждого человека, который живет в миру, как солдат на боевой позиции, в постоянном опасении совершить грех. Человек приучался обдумывать каждое свое слово и действие. Это предполагало полную свободу его воли, способность в любой момент предпочесть добро злу. Все предусмотрено Богом, но свобода остается неприкосновенной. В страхе перед карами за грех ветхозаветный человек думает больше о наказаниях и средствах избежать их, чем об устранении греха как такового.
[На этой ветхозаветной мысли в западной схоластике было основано учение о сатисфакции: наказание за грех служит не столько для того, чтобы приобрести вновь в Боге любящего Отца
(притча о блудном сыне - Лк. 15:11-31), сколько для того, чтобы избежать Бога - карающего Судию (притча о судье неправедном - Лк. 18:1-8)].
Конечно, грешник не может уязвить Бога в самом Его существе. Весь Ветхий Завет проникнут сознанием трансцендентности Бога. "Совершают возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? Не себя ли самих к стыду своему?" (Иер. 7:19-20). Хотя грех не может "уязвить"
Бога в самом Его существе, он Его оскорбляет в той мере, в какой затрагивает тех, кого Бог любит: "Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (Иер. 2:13). Человеческий грех может
"ранить", т.е. оскорбить Бога, как неверность жены, прелюбодействующей с кем попало и оскверняющей непрестанно верную любовь мужа: "Видел ли ты, что делала отступница, дочь
Израиля?.. И после того, как она все это делала, Я говорил:
"возвратись ко Мне"; но она не возвратилась" (Иер. 3:6-7).
Разделяя человека с Богом, единым источником жизни, грех тем самым затрагивает Бога в Его икономии, домостроительстве спасения человеческого. Бог "страдает" оттого, что не находит взаимной любви в человеке, и от нелюбви, проявляющейся в грехах, становится как бы "уязвимым".
Если грех заключается в отказе от Божественной любви, то ясно, что он будет изглажен, снят, прощен только в той мере, в какой человек снова согласится любить Бога и вернуться к Нему.
Любовь посамому существу своему требует такого возвращения.
Бог называет Себя "ревнителем" (Исх. 20:5, Втор. 5:9), ибо ревность Его есть следствие Его безграничной любви. Вполне понятно, что первое условие, поставленное человеку, открыться любви Божественной, предать себя в руки Божии, т.е.
отказаться от того, что составляет саму основу греха. Но чтобы человек был прощен, оказывается недостаточным, чтобы Бог благоволил лишь не отвергать его; нужно нечто большее: "Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся" (Плач 5:21). Значит, Бог
Сам идет искать рассеявшихся овец (Иез. 34). Как в новозаветной притче о блудном сыне, все в Ветхом Завете подчинено этому желанному возвращению: "Вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь"
(Ос. 2:6-7).
Бог не ограничивается предложением Своей любви и требованием взаимности: "Обережет Господь Бог твой сердце твое
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.