Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла, страница 8

По современным  понятиям,  Павел  находился  в  Риме  под домашним арестом  (28:16,30-31)  и  пользовался  относительной свободой. Но  узы  его,  которые  он  упоминает  во всех своих посланиях этого периода  (Ефесянам,  Филиппийцам,  Колоссянам,

Филимону),  надо  понимать  буквально.  Его  левая  рука  была прикована к правой руке солдата преторианской гвардии. Так как солдаты менялись, Павел имел все основания сказать: "Узы мои о

Христе сделались известными целой Претории" (Флп. 1:13).

Речь Стефана

В речи Стефана есть некоторые несоответствия историческим книгам Ветхого Завета, что говорит о большой роли предания.

1). Теофания,  во время которой Авраам получил  повеление переселиться в  Ханаан,  было дано,  по словам Стефана,  в Уре

Халдейском, а  по  книге  Бытия  -  в  Харране   (11:31-12:1).

Отклонение это объясняется тем,  что,  по преданию, Бог явился

Аврааму дважды (а не шесть раз,  как в Ветхом Завете)  -  и  в

Уре, и в Харране. Говоря о первом явлении, ссылались обычно на

Неемию (9:7).

2). По словам Стефана,  переселение Авраама из Харрана  в землю Ханаанскую произошло после смерти Фарры. Но Фарра умер в возрасте 205 лет,  когда Аврааму было 135 лет.  В  Быт.  11:26

сказано, что  Авраам  родился на 70-м году жизни Фарры,  а при переселении в Ханаан Аврааму было 75 лет.  Поэтому  Фарра  был еще жив.  Разногласие связано с тем,  что,  по преданию, когда

Фарре было 70 лет,  у него появились Нахор и Арран,  а  Авраам родился не на 70 году жизни Фарры, а на 130.

3). Местом погребения Иакова Стефан называет Сихем.  Но в книге Бытия  говорится,  что  Иаков  погребен  в Хевроне,  а в

Сихеме были положены кости Иосифа.

В предании  было принято относить к предкам то,  что было сделано для кого-то или кем-то из потомков.

4). Приводя слова прор. Амоса об отвержении Богом Израиля и о переселении его из родной земли, Стефан заменяет выражение пророка  "переселю  вас  далее  Дамаска" словами "переселю вас далее Вавилона",  чтобы сильнее подействовать на умы и  сердца слушателей.

Участь предателя

"Иуда приобрел    землю   неправедною   мздою   и   когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его"

(Деян. 1:18). [слав: "ниц быв, проседеся посреде и излияся вся утроба его].  По-гречески:  "принис гэномэнос"  -  "сделавшись наклоненным головою   вниз",  "элакисэ  мэсос"  -  "разорвался посреди". В   некоторых   кодексах   вместо   "принис"   стоит

"присмэнос" - "будучи воспален, распухнув".

Отсюда - два варианта толкований.

1). У  блж.  Феофилакта:  Иуда  жил  еще  некоторое время после предательства на купленном им участке. Тело его распухло до такой  степени,  что он не мог проходит там,  где проезжала повозка. Наконец после невыносимых телесных мучений и духовных терзаний он  умер.  (У старообрядцев в апокрифическом сборнике

"Страсти Господни" изложена жизнь Иуды от детства до смертного часа).

2). Более точное толкование, соответствующее синоптикам и

Деян.  Мф.  27;  Мк.  12;  Ин.  8:  Иуда, угрызенный совестью, бросивши  сребреники  в  храме  после  попытки  возвратить  их первосященникам, пошел и удавился. В Деян. встречаем замечание

Петра о том,  что сначала  Иуда  низринулся,  т.е.  упал  вниз головой,   а  затем  "проседеся  посреде".  Отсюда  у  Евсевия

Кесарийского   встречаем   следующее:    веревка    порвалась, зацепвишись  за  ветви.  Иуда  упал вниз головой,  и чрево его расселось. Это произошло через несколько часов после осуждения

Христа.   [Некоторые   западные   теологи   считают   -  после

Воскресения.]  А  земля  с  ценою  Крови   -   Акелдама   была приобретена на деньги Иуды уже после его смерти.

09.02.95