Иерусалимский центр был обессилен гонением, воздвигнутым
Иродом Агриппою I (Деян. 12) в конце его царствования, т.е.
приблизительно в 44 г.
В гонении принял мученическую смерть ап. Иаков Зеведеев, первый из Двенадцати, запечатлевший кровью свою верность
Христу. Так исполнилось на нем слово, которым ответил Господь на просьбу его и Иоанна о почетных местах в Царстве Славы (Мк.
10:38-39).
Второй жертвой Ирод наметил Петра, но он накануне казни был чудесным образом изведен из темницы. Повествование о спасении Петра кончается указанием, что он повелел уведомить
"о сем Иакова и братьев, потом вышед, пошел в другое место"
(12:17). Этим другим местом был не Рим [как утверждают западные богословы, говоря о 20-летнем епископстве Петра в
Риме], а Антиохия.
Вместо Петра в течение третьего периода истории
Апостольского века предстоятелем Иерусалимского центра был
Иаков, брат Господень.
Вселенский центр в Иерусалиме - и здесь заключался парадокс Иерусалимской церкви - отличался резко выраженным ветхозаветным характером. Иерусалимская церковь была и осталась церковью иудео-христианской. Связь с ветхозаветным храмом и послушание Ветхому закону, неизбежные в первые годы христианства, когда Иерусалимская церковь представляла собою весь христианский мир, продолжались и дальше.
Служение старших апостолов было ограничено на
Иерусалимском соборе пределами обрезанных, и когда Павел возвратился из своего третьего путешествия, Маков и пресвитеры с радостью ему сообщили: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших среди Иудеев, и все они - ревнители закона" (Деян.
21:20).
В Иерусалиме и сам Павел счел для себя неизбежным принять участие в обете четырех иудео-христиан. Фактически ап. Павлу пришлось дважды доказывать свою приверженность закону путем обета. В Кенхрее Павел по обету остриг голову (Деян. 18). Если иудей хотел принести Богу особенное благодарение за оказанную милость, он давал обет назорейства (Числ 6:1-21). Так, Павел благодарил за спасение в Коринфе от разгневанной толпы, когда проконсул Галлион оправдал его и прогнал иудеев от судилища
(Деян. 18:12-17). Для полного выполнения обета надо было в течение 30 дней не есть мяса, не пить вина и отращивать волосы. Затем следовало принести жертвы в храме, остричь волосы и сжечь их на алтаре.
Ветхозаветное христианство не представляло собой монолита.
В лице Иакова, брата Господня, было иудео-христианство церковное, которое сочетало верность закону Моисееву с сознанием единства христианского мира. Но наряду с этим церковным ветхозаветным христианством было иудео-христианство нецерковное. Его представляли те, кого ап. Павел называет лжебратией (Гал. 2;4; 2 Кор. 11:26). В Деяниях они обозначаются неопределенным местоимением "тинэс" (Деян. 14:1).
С Церковью ни формально не порывали.
В послании Иерусалимского собора к Антиохийской церкви эти люди называются "тинэс экс имон" - "некоторые вышедшие от нас" (Деян. 15:1, 24). Они определяются на Иерусалимском соборе как "некоторые из фарисейской ереси уверовавшие" (Деян.
15:5). Они выступали вопреки соборному определению, призывая язычников соблюдать обрезание. В их среде возникли, вероятно, первые гностики.
Первые проявления гнозиса уже наблюдаются в римской общине в своеобразном вегетарианстве, которое сочеталось с исполнением закона Моисеева (Римл. 14:2,6,21).
Колосские гностики искажали учение об Ангелах, связывая их с небесными стихиями (Кол. 2:8-10; 18-19). Гностики, о которых ап. Павел предостерегает Тимофея и Тита (1 Тим.
6:20-21; Тит. 1:10-14; 3:9-11), сочетали гностический аскетизм и гнушение плотью с пристрастием к Ветхому закону.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.