Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла, страница 4

Иерусалимский центр был обессилен гонением,  воздвигнутым

Иродом Агриппою  I (Деян.  12) в конце его царствования,  т.е.

приблизительно в 44 г.

В гонении принял мученическую смерть ап.  Иаков Зеведеев, первый из  Двенадцати,  запечатлевший  кровью  свою   верность

Христу. Так исполнилось на нем слово,  которым ответил Господь на просьбу его и Иоанна о почетных местах в Царстве Славы (Мк.

10:38-39).

Второй жертвой Ирод наметил Петра,  но он накануне  казни был чудесным  образом  изведен  из  темницы.  Повествование  о спасении Петра кончается указанием,  что он повелел  уведомить

"о сем  Иакова и братьев,  потом вышед,  пошел в другое место"

(12:17). Этим  другим  местом  был  не  Рим  [как   утверждают западные богословы,  говоря  о  20-летнем  епископстве Петра в

Риме], а Антиохия.

Вместо Петра   в   течение   третьего   периода   истории

Апостольского века  предстоятелем  Иерусалимского  центра  был

Иаков, брат Господень.

Вселенский центр  в  Иерусалиме  -  и  здесь   заключался парадокс Иерусалимской  церкви  -  отличался  резко выраженным ветхозаветным характером.   Иерусалимская   церковь   была   и осталась церковью  иудео-христианской.  Связь  с ветхозаветным храмом и послушание Ветхому закону,  неизбежные в первые  годы христианства, когда  Иерусалимская  церковь представляла собою весь христианский мир, продолжались и дальше.

Служение старших    апостолов    было    ограничено    на

Иерусалимском соборе  пределами  обрезанных,  и  когда   Павел возвратился из своего третьего путешествия, Маков и пресвитеры с радостью  ему  сообщили:  "Видишь,   брат,   сколько   тысяч уверовавших среди Иудеев, и все они - ревнители закона" (Деян.

21:20).

В Иерусалиме и сам Павел счел для себя неизбежным принять участие в обете четырех иудео-христиан.  Фактически ап.  Павлу пришлось дважды  доказывать  свою  приверженность закону путем обета. В Кенхрее Павел по обету остриг голову (Деян. 18). Если иудей хотел  принести Богу особенное благодарение за оказанную милость, он давал обет назорейства (Числ 6:1-21).  Так,  Павел благодарил за спасение в Коринфе от разгневанной толпы,  когда проконсул  Галлион  оправдал  его и прогнал иудеев от судилища

(Деян.  18:12-17).  Для полного выполнения обета надо  было  в течение  30  дней  не  есть  мяса,  не  пить вина и отращивать волосы.  Затем следовало  принести  жертвы  в  храме,  остричь волосы и сжечь их на алтаре.

Ветхозаветное христианство не представляло собой монолита.

В лице Иакова,  брата Господня,  было  иудео-христианство церковное, которое   сочетало   верность   закону  Моисееву  с сознанием единства  христианского  мира.  Но  наряду  с   этим церковным ветхозаветным  христианством было иудео-христианство нецерковное. Его представляли  те,  кого  ап.  Павел  называет лжебратией (Гал.   2;4;   2   Кор.   11:26).   В  Деяниях  они обозначаются неопределенным местоимением "тинэс" (Деян. 14:1).

С Церковью ни формально не порывали.

В послании Иерусалимского собора  к  Антиохийской  церкви эти люди  называются "тинэс экс имон" - "некоторые вышедшие от нас" (Деян.  15:1,  24).  Они  определяются  на  Иерусалимском соборе как "некоторые из фарисейской ереси уверовавшие" (Деян.

15:5). Они выступали вопреки соборному  определению,  призывая язычников соблюдать обрезание.  В их среде возникли, вероятно, первые гностики.

Первые проявления   гнозиса  уже  наблюдаются  в  римской общине в своеобразном  вегетарианстве,  которое  сочеталось  с исполнением закона Моисеева (Римл. 14:2,6,21).

Колосские гностики  искажали учение об Ангелах,  связывая их с небесными стихиями  (Кол.  2:8-10;  18-19).  Гностики,  о которых  ап.  Павел  предостерегает  Тимофея  и  Тита  (1 Тим.

6:20-21; Тит. 1:10-14; 3:9-11), сочетали гностический аскетизм и гнушение плотью с пристрастием к Ветхому закону.