Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла, страница 3

Большинство первоначальных членов Церкви были  галилеяне, пришедшие вслед  за  Господом в Иерусалим ["И все изумлялись и дивились, говоря  между  собой:  сии  говорящие  не   все   ли галилеяне?" (Деян.  1:7)]. Это касается тех, на кого сошел Св.

Дух, т.е.  апостолов и их ближайшее окружение. Принявшие слово ап. Петра  крестились,  и "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.  2:41). Коренные иерусалимляне представляли среди верующих     незначительное    меньшинство.    Отношение большинства иерусалимлян ко Христу,  против Которого они  были настроены членами Синедриона, не позволяет думать, чтобы в дни

Страстей из этой среды могли выйти  новые  ученики.  Мы  знаем двух тайных учеников,  Иосифа и Никодима,  знаем дружественное семейство Марфы,  Марии и Лазаря в  Вифании.  Были  ли  другие ученики в  Иерусалиме  и  кто  они  были  -  мы  не знаем.  Из

Евангелия от Луки вытекает,  что число учеников,  пришедших  с

Господом из   Галилеи,   было   значительно.  ["Когда  Христос приблизился к спуску с горы Елеонской,  все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса,  какие видели они,  говоря:  благословен  Царь,   грядущий   во   имя

Господне! мир на небесах и слава в вышних!" - Лк. 19:37-38].

В Деяниях  упоминается  собрание  верующих  в  количестве около 120  человек.  [Перед  восполнением  дванадесятицы  Апп.

вместо Иуды Искариота "Петр,  став  посреди  учеников,  сказал

(было же собрание человек около 120):  мужи братия!  Надлежало исполниться тому,  что в Писании  предрек  Дух  Святый  устами

Давида об Иуде,  бывшем вожде тех,  которые взяли Иисуса"  Деян. 1:15-16].

В 1 Кор.  ап. Павел упоминает явление Воскресшего Господа более чем 500 человек.  [Христос "явился более нежели пятистам братий в одно время,  из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили - 1 Кор. 15:6].

У нас  нет  сведений  о существовании значительной группы последователей Христовых где-либо вне Иерусалима. Хотя в

1930-е гг.  была  сделана  попытка  доказать  существование  в начале апостольского  века  второго  христианского  центра   в

Галилее. Но это до сих пор остается лишь гипотезой.

Учитывая замечание ап.  Павла в 1 Кор.,  можно заключить, что до  Пятидесятницы  иерусалимская  община насчитывала более

500 членов, в большинстве своем галилейского происхождения.

В течение  первых  лет  иерусалимская  община значительно возросла: "Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин  и женщин" (Деян.  5:14).  Поставление "семи"

(Деян. 6:1-6) показывает,  что среди  верующих  было  к  этому времени немалое   число  эллинистов,  т.е.  иудеев  рассеяния, иудеев эллинистической культуры ["В те дни,  когда  умножились ученики, произошел  у  эллинистов  (евреев из стран языческих)

ропот за то,  что вдовицы их пренебрегаемы были" - Деян. 6:1].

Интересно, что  все  "семь"  носят  греческие  имена.  Но какова бы ни была светская культура первых членов христианской

Церкви, все они были люди Моисеева закона.

Если учесть, что в 1 веке в Палестине проживало около 4-5

млн. иудеев,  то  один  христианин приходился примерно на 1000

человек.

Иерусалимский центр

Все христианские  общины  в  разных  уголках   Палестины,

Финикии и  Сирии  поддерживали связь с Иерусалимом,  который в иерархическом смысле   приобрел   значение   общехристианского центра. Это  значение  сохранилось  за  ним  до конца третьего периода истории Апостольского века, т.е. до середины 60-х гг.

Ап. Петр,   принявший  в  Церковь  Корнилия,  был  обязан отчетом Иерусалимскому   центру   (Деян.   11:1-4).    Помощь, оказанная Иерусалиму  антиохийскими  христианами  в дни голода

(Деян. 11:27-30;  12:25),  имела значение не  только  служения любви, но и послушания матери-Церкви.