Большинство первоначальных членов Церкви были галилеяне, пришедшие вслед за Господом в Иерусалим ["И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли галилеяне?" (Деян. 1:7)]. Это касается тех, на кого сошел Св.
Дух, т.е. апостолов и их ближайшее окружение. Принявшие слово ап. Петра крестились, и "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2:41). Коренные иерусалимляне представляли среди верующих незначительное меньшинство. Отношение большинства иерусалимлян ко Христу, против Которого они были настроены членами Синедриона, не позволяет думать, чтобы в дни
Страстей из этой среды могли выйти новые ученики. Мы знаем двух тайных учеников, Иосифа и Никодима, знаем дружественное семейство Марфы, Марии и Лазаря в Вифании. Были ли другие ученики в Иерусалиме и кто они были - мы не знаем. Из
Евангелия от Луки вытекает, что число учеников, пришедших с
Господом из Галилеи, было значительно. ["Когда Христос приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя
Господне! мир на небесах и слава в вышних!" - Лк. 19:37-38].
В Деяниях упоминается собрание верующих в количестве около 120 человек. [Перед восполнением дванадесятицы Апп.
вместо Иуды Искариота "Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около 120): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами
Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса" Деян. 1:15-16].
В 1 Кор. ап. Павел упоминает явление Воскресшего Господа более чем 500 человек. [Христос "явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили - 1 Кор. 15:6].
У нас нет сведений о существовании значительной группы последователей Христовых где-либо вне Иерусалима. Хотя в
1930-е гг. была сделана попытка доказать существование в начале апостольского века второго христианского центра в
Галилее. Но это до сих пор остается лишь гипотезой.
Учитывая замечание ап. Павла в 1 Кор., можно заключить, что до Пятидесятницы иерусалимская община насчитывала более
500 членов, в большинстве своем галилейского происхождения.
В течение первых лет иерусалимская община значительно возросла: "Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин" (Деян. 5:14). Поставление "семи"
(Деян. 6:1-6) показывает, что среди верующих было к этому времени немалое число эллинистов, т.е. иудеев рассеяния, иудеев эллинистической культуры ["В те дни, когда умножились ученики, произошел у эллинистов (евреев из стран языческих)
ропот за то, что вдовицы их пренебрегаемы были" - Деян. 6:1].
Интересно, что все "семь" носят греческие имена. Но какова бы ни была светская культура первых членов христианской
Церкви, все они были люди Моисеева закона.
Если учесть, что в 1 веке в Палестине проживало около 4-5
млн. иудеев, то один христианин приходился примерно на 1000
человек.
Иерусалимский центр
Все христианские общины в разных уголках Палестины,
Финикии и Сирии поддерживали связь с Иерусалимом, который в иерархическом смысле приобрел значение общехристианского центра. Это значение сохранилось за ним до конца третьего периода истории Апостольского века, т.е. до середины 60-х гг.
Ап. Петр, принявший в Церковь Корнилия, был обязан отчетом Иерусалимскому центру (Деян. 11:1-4). Помощь, оказанная Иерусалиму антиохийскими христианами в дни голода
(Деян. 11:27-30; 12:25), имела значение не только служения любви, но и послушания матери-Церкви.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.