Пожертвования из Антиохии направлены иерусалимским пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11:30).
В первые апостольские годы пресвитеры составили нечто подобное ветхозаветному синедриону. Старейшины-пресвитеры занимали центральное место на евхаристических собраниях и
"приносили благодарение" (см. прот. Н.Афанасьев "Церковь Духа
Святого", П., 1971). Им принадлежало и практическое церковно-молитвенное служение, например, помазание больных.
"Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне"
(Иак. 5:14).
Такому положению пресвитеров содействовало и обращение иудейских священников в христианство: "И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере" (Деян. 6:7). Быть может, они-то и составили ядро первых христианских пресвитеров.
В течение первых двух веков пресвитеры не имели ни права, ни обязанности поучать с церковной кафедры христианским истинам, не могли они и самостоятельно совершать Богослужение ни в городе, ни в селе: каждый раз они должны были получать на это особое разрешение от предстоятеля церкви. "Пастырем" в широком смысле считался только епископ или его заместитель
(викарий) - хорепископ. Лишь в 3 веке мы встречаем пресвитеров-иереев в знакомом нам качестве.
С исчезновением пророков и дидаскалов-учителей, глаголавших слово Божие, их место стали занимать епископы. Они стали возвестителями "здравого слова, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого" (Тит. 2:8).
Ап. Павел в пастырских посланиях требует от епископов учительности: "Епископ должен быть непорочен, трезв, учителен..." (1 Тим. 3:2). Епископ должен быть "силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит.
1:9). [Но не во всех церквах. В Египте и Сирии, например, по
Сирийской дидаскалии, постановлениям апостольским: если епископ безграмотен, то он должен быть по крайней мере кроток.] Евсевий в церковной истории о малоазийских епископах
2 века Поликарпе Смирнском и Мелитоне Сардийском: они исполняли служение пророков, а о Поликарпе отмечено, что он был не то пророком, но и дидаскалом.
Лишь с конца 2 века епископы становятся вождями христианских общин в учении. Первым предикатом епископского звания стало учительство. Епископ становится служителем слова.
Определения епископской должности были имплицитно даны в пастырских посланиях, но раскрывались они путем жизненного развития в течение истории.
Ап. Павел (около 55-57 гг.) говорит: "иных Бог поставил в
Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления ("киверния"), разные языки (1 Кор. 12:28).
Если под именем лиц, которым принадлежит управление, разуметь предстоятелей церкви, то, по Деяниям, епископы стояли очень невысоко на лестнице церковного предстоятельства. Они стояли не только ниже харизматических учителей, но и ниже целителей. Это был третий разряд церковного чиноначалия.
Павел в Послании к Ефесянам (4:11) дает новый список церковных предстоятелей, более короткий. И в этом перечне епископов нет, а "пастыри", под которыми иногда разумеются епископы, занимают четвертое место после трех степеней харизматических учителей: "Христос поставил одних Апостолами, других проороками, третьих Евангелистами, иных пастырями и учителями".
Состав первохристианской Церкви
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.