Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла, страница 2

Пожертвования из Антиохии направлены иерусалимским пресвитерам через Варнаву и Савла (Деян. 11:30).

В первые  апостольские  годы  пресвитеры  составили нечто подобное ветхозаветному   синедриону.    Старейшины-пресвитеры занимали центральное  место  на  евхаристических  собраниях  и

"приносили благодарение" (см.  прот. Н.Афанасьев "Церковь Духа

Святого", П.,    1971).   Им   принадлежало   и   практическое церковно-молитвенное служение,  например,  помазание  больных.

"Болит ли  кто  в  вас,  да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне"

(Иак. 5:14).

Такому положению пресвитеров  содействовало  и  обращение иудейских священников в христианство:  "И слово Божие росло, и число учеников  весьма   умножалось   в   Иерусалиме,   и   из священников очень  многие покорились вере" (Деян.  6:7).  Быть может, они-то и составили ядро первых христианских пресвитеров.

В течение первых двух веков пресвитеры не имели ни права, ни обязанности  поучать  с  церковной   кафедры   христианским истинам, не  могли они и самостоятельно совершать Богослужение ни в городе, ни в селе: каждый раз они должны были получать на это особое  разрешение  от  предстоятеля церкви.  "Пастырем" в широком смысле считался только  епископ  или  его  заместитель

(викарий) -   хорепископ.   Лишь   в   3   веке  мы  встречаем пресвитеров-иереев в знакомом нам качестве.

С исчезновением     пророков    и    дидаскалов-учителей, глаголавших слово Божие, их место стали занимать епископы. Они стали возвестителями  "здравого  слова,  чтобы  противник  был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого" (Тит. 2:8).

Ап. Павел  в  пастырских  посланиях  требует от епископов учительности: "Епископ   должен   быть    непорочен,    трезв, учителен..." (1   Тим.   3:2).   Епископ  должен  быть  "силен наставлять в здравом учении  и  противящихся  обличать"  (Тит.

1:9). [Но не во всех церквах.  В Египте и Сирии,  например, по

Сирийской дидаскалии,   постановлениям   апостольским:    если епископ безграмотен,   то  он  должен  быть  по  крайней  мере кроток.] Евсевий в церковной истории о малоазийских  епископах

2 века   Поликарпе   Смирнском   и  Мелитоне  Сардийском:  они исполняли служение пророков,  а о Поликарпе отмечено,  что  он был не то пророком, но и дидаскалом.

Лишь с  конца  2   века   епископы   становятся   вождями христианских общин  в  учении.  Первым предикатом епископского звания стало учительство. Епископ становится служителем слова.

Определения епископской  должности были имплицитно даны в пастырских посланиях,  но раскрывались  они  путем  жизненного развития в течение истории.

Ап. Павел (около 55-57 гг.) говорит: "иных Бог поставил в

Церкви, во-первых,     Апостолами,    во-вторых,    пророками, в-третьих, учителями;  далее,  иным дал силы  чудодейственные, также дары  исцелений,  вспоможения,  управления ("киверния"), разные языки (1 Кор. 12:28).

Если под  именем  лиц,  которым  принадлежит  управление, разуметь предстоятелей церкви, то, по Деяниям, епископы стояли очень невысоко  на  лестнице церковного предстоятельства.  Они стояли не только ниже  харизматических  учителей,  но  и  ниже целителей. Это был третий разряд церковного чиноначалия.

Павел в Послании к  Ефесянам  (4:11)  дает  новый  список церковных предстоятелей,  более  короткий.  И  в  этом перечне епископов нет,  а "пастыри",  под которыми  иногда  разумеются епископы, занимают   четвертое   место   после  трех  степеней харизматических учителей:  "Христос поставил одних Апостолами, других проороками,  третьих  Евангелистами,  иных  пастырями и учителями".

Состав первохристианской Церкви