Строй церковной жизни. Первое путешествие ап. Павла, страница 7

Для прокуратора Феста слово  о  Воскресении  из  уст  ап.

Павла тоже  было  не  более  чем  доказательством  его безумия

(Деян. 26:23-24).

Третье путешествие ап. Павла

(Деян. 18:23-21:17)

Пройдя Малую  Азию  с  востока  на  запад,  Павел посетил основанные им  церкви,  пришел  в  Ефес  сухим  путем  верхнею

(северною) дорогою, которая пролегала через гористую естность.

В Ефесе была сосредоточена деятельность Павла в  течение  двух лет. За это время Павел побывал в Коринфе, о чем он пишет во 2

Послании к Коринфянам.

Апостол не  проповедовал  в областях,  где еще не звучало слово о Христе.  Он,  видимо,  думал  не  об  основании  новых церквей, а  об  укреплении  уже  основанных.  Эта  работа была сосредоточена в Ефесе,  но  распространялась  и  на  церкви  в

Троаде, Македонии и Ахаии.

Собрание в Троаде в первый день недели  следует  понимать как собрание  богослужебное,  во  время  которого предлагалась евхаристическая трапеза (20:7).

Сбором вспомоществований   для  Иерусалимской  церкви,  к которому Павел старался  привлечь  все  церкви  из  язычников, выявилось единство    христианского    мира   вокруг   единого иерархического центра.

Задачей Павла  во  время  третьего  путешествия  было  не только устроение  отдельных   уже   существовавших   поместных церквей, но и объединение их всех в единую Вселенскую Церковь.

Во время  третьего   путешествия   Павел   столкнулся   с надвигающейся опасностью ересей.

Эпоха, в  которую   жил   апостол,   была   была   эпохой религиозного синкретизма,    скрещения    разных   религиозных верований, распространения   восточных    мистерий,    которые накладывали отпечаток  на  иудаизм  и христианство.  Палестина была открыта  влиянию   Востока   благодаря   торговле   через

Александрию и  Красное море.  Отсюда восточная мысль проникала во все уголки империи.  Ее спиритуализм и  мрачный  взгляд  на природу были   привлекательными   для  неоплатоников.  Строгое противоположение мира и Бога,  понимание божества как  чистого бытия, бесстрастного  и  далекого  от мира,  воспринималось не только эллинами, но иудеями и христианами. Влиялия и индийские верования, в  первую  очередь  буддизм.  Влияние буддизма было направлено к берегам Средиземного моря по торговым  путям,  на которых находились греческие общины.

Появились пестрые   религиозные    системы,    сочетавшие элементы иудаизма,  христианства  и  восточных верований.  Они синтезировались с первыми гностическими  ересями,  с  которыми столкнулся ап. Павел.

В дни третьего путешествия гностицизм был еще в зародыше, хотя первым гностиком можно считать Симона Волхва (Деян.  13).

Об эволюции  гностицизма   можно   судить   по   посланиям   к

Колоссянам, Филиппийцам.  В последние годы жизни ап.  Павла на гностицизм указывают послания к Тимофею и Титу;  в этот период гностическое движение приобрело конкретные формы.

В четвертый  период   Апостольского   века   гностическая опасность составляет главную заботу апостолов (2 Пет., Иуды, 1

и 2 Иоанна, Апокалипсис).

Слово "гносис"    для   обозначения   лжеучений   впервые встречается в 1 Послании к Тимофею.  В  конце  послания  Павел предостерегает Тимофея     против    "негодного    пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6:20).

Узы апостола Павла

По совету Иакова и пресвитеров  Павел  принял  участие  в обете четырех иудео-христиан.

Вмешательство римлян   спасло   апостола   от   самосуда.

Препровожденный в Кесарию к прокуратору Феликсу,  он оставался в узах два года, дождался смены прокуратора и, потеряв надежду на освобождение  и при новом прокураторе Фесте,  апеллировал к кесарю (Деян. 21:17-28:31).

Эти заключительные семь глав Деяний начинаются со встречи

Павла и Иакова и кончаются описанием морского пути апостола  с зимовкой на Мальте,  его прибытием в Рим,  разрывом с римскими иудеями и двухлетним пребыванием в римских уузах.