Л Е К Ц И Я 5
Мы остановились на Богородичном Евангелии, на том, что в этом Евангелии показано то, что непередаваемо иным образом, те две стороны служения, которые смогла совместить в Себе только одна во всем мире Пресвятая Дева Богородица.
Оканчивается это Евангелие так (Лк. 211 0:27-28):"...одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".
Это место говорит о том же, о чем и предыдущий отрывок о Марфе и Марии. Когда два служения - божественное и человеческое - пребывают в равновесии, то они оба равночтимы. Но ля людей более заметно внешнее, и они склонны больше обращать внимание на то, что видно глазами, т.е. возвышать человеческое служение в ущерб божественному. Когда это происходит, Господь восстанавливает равновесие, укорив того, кто, в свою очередь, укорил другого.
В случае с Марфой и Марией Господь восстановил равновесие, когда Марфа сказала: "Господи, скажи Марии, чтобы она помогла мне". Он ее укорил. И здесь, когда женщина возвеличила чрево, носившее Господа, и сосцы, питавшие Его, то Господь как бы сделал упор на другую чашу весов. Он не сказал, что вовсе не блаженно это чрево, но просто сказал: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".
От Богородичного Евангелия можно перейти к тому случаю, о котором у нас в прошлый раз был вопрос и о котором протестанты говорят - что будто бы Господь не почитал Свою Мать. Это случай, когда однажды Господь беседовал с народом:"Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья
Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 212 0:46-50).
Можно подумать, что здесь Господь уничижил Свою Матерь, но это, конечно, не так.
Обратим внимание: у Луки, когда женщина ублажила чрево, носившее Господа, и сосцы, питавшие Его, и у Матфея, когда говорится о Матери и братьях Его, перед этим - одна и та же тема беседы. Господь говорит о нечистом духе, о том, что когда он выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит."Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф. 212 0:44-45). И вот как раз после этих слов и женщина некая возвысила голос (у Луки), и Матерь и братья приходят (у Матфея), желая с Ним видеться.
Мы сейчас знаем все о Матери Господа: о бессеменном зачатии, о том, кто Она. Но тогда люди не знали этого, и она была для них просто матерью по плоти. И когда Иисус однажды проповедовал в Своем городе, люди, удивляясь дарованиям Его, говорили: откуда это у Него? вот и мать Его с нами, и отец Его
Иосиф, и братья, и сетры Его тоже среди нас. Откуда же у Него это? То есть, в глазах всех Она - только мать по плоти. И
Иосиф в глазах всех окружающих был обычным отцом по плоти.
Но Господь пришел как раз, чтобы установить между людьми новые отношения. Он говорил: кто будет слушать слово Мое, тот
Мне отец, и матерь, и братья. Так же Он ответил и женщине:
блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. И если бы вдруг после этого Его мать по плоти, каковою Она была перед всеми, слушающими Его, потребовала бы Его, вызвала бы Его, то неужели Он вдруг бросил бы тех, кто последовал Ему по духу, кто слушал слово Божие и старался его соблюдать, и оставил бы их и пошел за Своей матерью по плоти? Конечно, это было бы с
Его стороны явной непоследовательностью в глазах тех, кто собрался Его слушать и все оставил, чтобы следовать за Ним. Говоря о новых отношениях, о новом родстве человечества, не мог
Господь предпочесть Своих родных по плоти тем, кто был рядом и слушал Его.
Встает вопрос: почему Она так поступила? По несовершенству Своему или по другой причине? Тогда люди смотрели одними глазами, а мы смотрим сейчас, после двух тысячелетий христитанства, и знаем, что Она Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная. Для нас это ясно, мы славим Ее как Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Поэтому все толкования наши каких бы то ни было Ее поступков, дел и слов, должны начинаться из этой исходной точки: что Она Пресвятая, Пречистая и Преблагословенная и что не может Она и не могла сделать ничего ни опрометчивого, ни нецеломудренного, ни неправильного. Исходя из этого, ответ на вопрос может быть следующим. Братья Его - это не братья Его по плоти, а дети Иосифа от первого брака; они были старше Его и не веровали в Него, как свидетельствует Иоанн Богослов в стихе 6 главы 7, и вообще это были отношения не младших к Старшему, а старших к Младшему:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.