они Его поучают, Ему советуют, они пришли, чтобы взять Его, потому что, по их мнению, Его поведение было не совсем адекватным). И вот Она пошла вместе с братьями, потому что они пошли Его взять. Она просто тихо пошла, зная, что ничем их не переубедишь, ничего им не докажешь; пошла, зная, что, может быть, придется Ей в момент, когда будет назревать что-то недоброе, предотвратить это Своим словом. Они были инициаторами того, чтобы вызвать Его, а Она просто была с Ними. И как мудрый и спокойный человек, предстоящий перед Богом, Она не торопилась переубеждать, видя, что Ее не услышать, но ждала момента, когда Ее вмешательство будет необходимо.
Это один вариант ответа на вопрос о том, не уничижил ли
Господь Свою Матерь. А другой вариант такой: зная о том, Кто есть Ее Сын, зная, чему Он учил (а Она все Его слова складывала в сердце своем), Она, может быть, сознательно подала Ему повод ответить так, как Он ответил. И когда Он ответил, казалось бы, уничижительное для Нее, Она не могла обидеться или оскорбиться в силу Своего глубочайшего смирения, глубочайшего целомудрия. Она могла только радоваться тому, что Ее Божественный Сын так последователен в Своей жизни по отношению к людям.
Вот так мы можем все это объяснять, и больше никак. Мы не можем предположить, что здесь Она проявила какую-то гордость, какое-то желание показать Свою власть над ним: вызвать Его, когда Он учит, чтобы Он по Ее слову бросился к Ней. Конечно,
Ей это было не нужно.
Вернемся к хронологической последовательности событий от
Рождества Христова. Когда Пречистая Матерь Божия ушла от
Елисаветы, Она вернулась в Назарет. Евангелист Матфей, начиная повествование о Рождестве Христовом, начинает как раз с того момента, когда Дева Мария вернулась к Своему обручнику. Матфей сообщает об этом так: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго" (Мф.
21 0:18).
Мы видим, что с момента Благовещения Она три месяца была у Елисаветы и после этого вернулась, и Иосиф увидел вскоре признаки чревоношения. И он был в недоумении - как говорится в акафисте, "буря помышлений сумнительных" поднялась в его душе.
"Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее". Будучи праведен, как праведный человек, живущий по закону Моисееву, он должен был огласить Ее, и как прелюбодейку, Ее должны были предать смерти. Это - с одной стороны. А с другой стороны - он не желал огласить Ее, жалел Ее по-человечески. И не знал что делать. И хотел тайно отпустить Ее.
Обратим внимание здесь на Ее молчание. Какая глубокая мудрость и глубокая вера в этом молчании. Она не пытается что-то объяснить или оправдаться, потому что как могла Она говорить о таких вещах, которых никогда еще не было на земле?
Как могла невеста перед браком объяснить жениху признаки беременности какими-то мистическими причинами? И Она молчала. Другой человек, желая хоть что-то сделать для своего спасения, начал бы говорить и оправдываться, доказывать, божиться - Она молчит, хотя знает, что Ей грозит смерть, полагаясь на Того,
Кто образовал в Ее чреве Богомладенца и зная, что Он никогда
Ее не оставит.
Характерно, что и Иосиф ни о чем не спрашивает, потому что не предполагает никакого иного объяснения, кроме недоброго. Их обоюдное молчание - пример тихого и кроткого духа.
Конечно, Господь вразумил Иосифа. Во сне ему явился Ангел
Господень и сказал:"Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей
Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит:
с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец
Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус"
(Мф. 21 0:20-24).
Что можно сказать об этом отрывке? Во-первых, Ангел называет Иосифа "сын Давидов". Подчеркивается его происхождение от
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.