Пресвятая Дева Богородица. Родословие Иосифа и Иисуса, страница 5

- от того, с кем Господь заключил завет, кому Он дал  обетование. И для потомков Авраамовых то, что они являются чадами Авраамовыми,  стало  залогом  их  спасения. Они гордились этим и каждый потомок Авраама свято хранил свое родословие. И  потом, когда  евреи уже пришли в Землю обетованную и Господь разделил через Иисуса Навина землю каждому колену,  то  и  наследование земли  тоже  оставалось в колене, и чтобы ее наследовать, надо было тоже как-то свидетельствовать о своем происхождении именно от этого колена. И после возвращения из пленения  вавилонского, когда восстанавливалось богослужение, те левиты, у которых  не  было родословия, были исключены из службы. Родословие хранилось у каждой семьи. Оно могло быть и по плотскому родству, и по закону ужичества, т.е. по закону востановления семени бездетному брату. Итак, как объясняется разность родословий  у

Матфея и Луки? Считается, что один дает родословие по родству, а  другой - по закону ужичества. И когда после Давида идут поколения двух его сыновей - Соломона и Нафана, то они идут  порознь  до определенного времени. А когда умирает бездетным Иехония после переселения в Вавилон, то Нирий женился  на  вдове бездетного  Иехонии  и восстанавливают ему семя. (Пророк Иеремия, который был  свидетелем  переселения,  пишет  об  Иехонии

[ 222 0:30]:  "Запишите  человека  сего  лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из  племени  его не  будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее"). От их брака родился Салафиил. Он родил Зоровавеля,  который  тоже  есть  и  у  Луки, и у Матфея. А дальше родословия опять расходятся.

Как это понимать?  Очевидно, Зоровавель был рожден по закону ужичества и вошел в родословие, о котором говорит Матфей, а по плоти он вошел в родословие,  которое приводит Лука. Очевидно, следующего сына Нирий родил уже как своего и он целиком входит в родословие, которое приводит Лука. А дальше опять две линии -  и  восстановленное  семя  в родословии у Матфея и родословие, которое приводит Лука, - идут порознь, там совершенно разные имена.

И вот Иосиф. Его отцом, по Матфею, был Иаков, а по Луке Илий. Это объясняется так, что Матфат, который третий от Иосифа по восходяшей у Луки,  и Матфан, третий от Иосифа по восходяшей, имели  одну  жену.  От одного - от Матфана - она родила

Иакова, а от Матфата она родила Илия. Илий и Иаков были единоутробными братьями. В предании сохранилось даже им жены - Эста.

Илий, будучи женатым, умер бездетным. И тогда на его жене женился Иаков, и по закону ужичества родился Иосиф, поэтому по закону ужичества он сын Илия, а по закону плоти он сын Иакова.

Так объясняется расхождение этих имен,  но подчеркивается, что в те времена это никого не приводило  в  недоумение.  Писались

Евангелия до  разорения Иерусалима,  до того,  как оттуда были изгнаны евреи, и родословия были утрачены. Писалось это тогда, когда они еще были целы и каждый мог их проверить. Не зря же с этого начинает Матфей, как с самого главного аргумента в пользу того,  что Тот,  о Ком он будет повествовать, действительно является обещанным Божьему народу Мессией.

Надо еще  отметить,  что  в родословии Матфея указываются четыре женщины: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил от Руфи Овида; Давид родил Соломона от бывшей за Уриею, т.е. от Вирсавии. Все  эти  женщины

(Фамарь,  Рахава, Руфь и Вирсавия) на нашем человеческом языке являются пятном на всем этом родословии. Ведь как родились Фарес и Зара от Фамари? Фамарь была невесткой Иуды (Быт.  238 0),  и когда умер ее муж, сын Иуды, то Иуда сказал своему другому сыну  Онану,  чтобы он восставил семя брату его, но тот не хотел этого делать, и Господь его умертвил. А третьему сыну Иуда  не отдал ее, и Фамарь почла себя обиженной. Она оделась блудницей и  когда  Иуда был в тех местах, она села при дороге. Иуда, не узнав ее, вошел к ней. И она зачала. Когда узнали, что  Фамарь беременна, хотели ее сжечь живьем. Но она открыла, чьи это дети, и Иуда сказал, что она права. Тем не менее Фарес, входяший в родословие, рожден от такого кровосмесительного брака.

Рахава, или  Раав,  по всеобщему признанию,  та блудница, которая в Иерихоне дала приют в своем доме двум соглядатаям  и скрыла их от властей.  Об этом говорится в Книге Иисуса Навина

(2:6). Рахава была блудницей,  но за то, что она сделала такую услугу Израилю,  ее пощадили. Вооз на ней женился, и у них родился Овид.  Овид от Руфи родил Иессея.  О Руфи говорит  книга

"Руфь", это была благочестивая женщина, но не иудейка.