- от того, с кем Господь заключил завет, кому Он дал обетование. И для потомков Авраамовых то, что они являются чадами Авраамовыми, стало залогом их спасения. Они гордились этим и каждый потомок Авраама свято хранил свое родословие. И потом, когда евреи уже пришли в Землю обетованную и Господь разделил через Иисуса Навина землю каждому колену, то и наследование земли тоже оставалось в колене, и чтобы ее наследовать, надо было тоже как-то свидетельствовать о своем происхождении именно от этого колена. И после возвращения из пленения вавилонского, когда восстанавливалось богослужение, те левиты, у которых не было родословия, были исключены из службы. Родословие хранилось у каждой семьи. Оно могло быть и по плотскому родству, и по закону ужичества, т.е. по закону востановления семени бездетному брату. Итак, как объясняется разность родословий у
Матфея и Луки? Считается, что один дает родословие по родству, а другой - по закону ужичества. И когда после Давида идут поколения двух его сыновей - Соломона и Нафана, то они идут порознь до определенного времени. А когда умирает бездетным Иехония после переселения в Вавилон, то Нирий женился на вдове бездетного Иехонии и восстанавливают ему семя. (Пророк Иеремия, который был свидетелем переселения, пишет об Иехонии
[ 222 0:30]: "Запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее"). От их брака родился Салафиил. Он родил Зоровавеля, который тоже есть и у Луки, и у Матфея. А дальше родословия опять расходятся.
Как это понимать? Очевидно, Зоровавель был рожден по закону ужичества и вошел в родословие, о котором говорит Матфей, а по плоти он вошел в родословие, которое приводит Лука. Очевидно, следующего сына Нирий родил уже как своего и он целиком входит в родословие, которое приводит Лука. А дальше опять две линии - и восстановленное семя в родословии у Матфея и родословие, которое приводит Лука, - идут порознь, там совершенно разные имена.
И вот Иосиф. Его отцом, по Матфею, был Иаков, а по Луке Илий. Это объясняется так, что Матфат, который третий от Иосифа по восходяшей у Луки, и Матфан, третий от Иосифа по восходяшей, имели одну жену. От одного - от Матфана - она родила
Иакова, а от Матфата она родила Илия. Илий и Иаков были единоутробными братьями. В предании сохранилось даже им жены - Эста.
Илий, будучи женатым, умер бездетным. И тогда на его жене женился Иаков, и по закону ужичества родился Иосиф, поэтому по закону ужичества он сын Илия, а по закону плоти он сын Иакова.
Так объясняется расхождение этих имен, но подчеркивается, что в те времена это никого не приводило в недоумение. Писались
Евангелия до разорения Иерусалима, до того, как оттуда были изгнаны евреи, и родословия были утрачены. Писалось это тогда, когда они еще были целы и каждый мог их проверить. Не зря же с этого начинает Матфей, как с самого главного аргумента в пользу того, что Тот, о Ком он будет повествовать, действительно является обещанным Божьему народу Мессией.
Надо еще отметить, что в родословии Матфея указываются четыре женщины: Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил от Руфи Овида; Давид родил Соломона от бывшей за Уриею, т.е. от Вирсавии. Все эти женщины
(Фамарь, Рахава, Руфь и Вирсавия) на нашем человеческом языке являются пятном на всем этом родословии. Ведь как родились Фарес и Зара от Фамари? Фамарь была невесткой Иуды (Быт. 238 0), и когда умер ее муж, сын Иуды, то Иуда сказал своему другому сыну Онану, чтобы он восставил семя брату его, но тот не хотел этого делать, и Господь его умертвил. А третьему сыну Иуда не отдал ее, и Фамарь почла себя обиженной. Она оделась блудницей и когда Иуда был в тех местах, она села при дороге. Иуда, не узнав ее, вошел к ней. И она зачала. Когда узнали, что Фамарь беременна, хотели ее сжечь живьем. Но она открыла, чьи это дети, и Иуда сказал, что она права. Тем не менее Фарес, входяший в родословие, рожден от такого кровосмесительного брака.
Рахава, или Раав, по всеобщему признанию, та блудница, которая в Иерихоне дала приют в своем доме двум соглядатаям и скрыла их от властей. Об этом говорится в Книге Иисуса Навина
(2:6). Рахава была блудницей, но за то, что она сделала такую услугу Израилю, ее пощадили. Вооз на ней женился, и у них родился Овид. Овид от Руфи родил Иессея. О Руфи говорит книга
"Руфь", это была благочестивая женщина, но не иудейка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.