Из таблицы следует, что наиболее близкие значения суммарные ординаты удельных скольжений в точках А2(JS. А2) и А1(JS. А1) будут иметь при х1 = 0,6 и х2 = 0,523. Для таких смещений на ПЭВМ рассчитаны данные для построения диаграмм J1 и J2 для 9 характерных точек, которые показаны на рис. 14.26. Распечатка компьютерных данных для построения диаграмм относительных скольжений приведена в табл. 14.5.
Таблица 14.5
Номер точки |
Расстояние х, мм, от точки В1 |
Относительное скольжение шестерни J1 |
Относительное скольжение колеса J2 |
1 |
0 |
–¥ |
1 |
2 |
6,33 |
–4,23 |
0,81 |
3 |
12,66 |
–1,46 |
0,59 |
4 |
19,68 |
–0,47 |
0,32 |
5 |
26,70 |
0,00 |
0,00 |
6 |
37,89 |
0,39 |
–0,64 |
7 |
49,09 |
0,60 |
–1,50 |
8 |
80,17 |
0,88 |
–7,17 |
9 |
111,24 |
1 |
–¥ |
Распечатка также содержит:
– длину линии зацепления g = 111,24 мм;
– длину активной линии зацепления ga = 36,43 мм;
– суммарные ординаты в точках А2 и А1 JS А2 = 2,05; JS А1 = 2,1.
Анализ данных табл. 14.4 показывает, что при постоянном коэффициенте суммы смещений хS увеличение коэффициента смещения шестерни х1 снижает коэффициент перекрытия ea, однако в меньшей степени, чем увеличение суммы смещений.
Коэффициент давления учитывает влияние геометрии зубьев на величину контактных напряжений, возникающих в местах соприкосновения зубьев. Высокие контактные напряжения вызывают выкрашивание рабочей поверхности зубьев. Контактное напряжение определяют по формуле Герца:
, (14.67)
где Fn — нормальное усилие, Н, приложено по нормали к эвольвентной поверхности зуба; b — ширина прямозубого колеса, мм; Е — приведенный модуль упругости, МПа; r — приведенный радиус кривизны, мм.
Помножив и разделив на модуль m подкоренные выражения формулы (14.67), получим:
, (14.68)
где g — коэффициент давления,
.
С учетом того, что при построении диаграмм r1 = х, а r2 = g – x, формула расчета g приобретет вид:
. (14.69)
Диаграмма коэффициента давления g приведена на рис. 14.26, б. Реальные очертания диаграмма имеет в пределах линии зацепления А2А1, причем в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага rb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты делят пополам. Из диаграммы видно, что при однопарном зацеплении наименьшие контактные напряжения возникают вблизи полюса зацепления W и соответственно вблизи полюсной линии на поверхности зуба.
Влияние смещения на контактную прочность зубчатой передачи может быть оценено по расчетной формуле:
, (14.70)
где K1 — численный коэффициент; T2 — вращающий момент на колесе, Н·мм; KH — коэффициент нагрузки; b2 — ширина венца колеса, мм; V — параметрический коэффициент, обобщающий все параметры, кроме aw и .
При увеличении положительного смещения увеличивается угол зацепления. В формуле (14.70) при этом увеличивается знаменатель и снижается рабочее контактное напряжение, что свидетельствует о повышении контактной прочности. В положительном зацеплении межосевое расстояние aw выше делительного межосевого расстояния a, что создает аналогичный эффект.
NB 14.29. При увеличении суммарного смещения контактная прочность повышается, так как увеличиваются угол зацепления и межосевое расстояние.
Рис. 14.27 |
Коэффициент формы зуба учитывает изгибную прочность зуба. Лучшей формой является та, которая наиболее приближается к форме балки равного сопротивления изгибу (параболе).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.