Учебное пособие по курсу "Теория механизмов и машин", страница 97

Из таблицы следует, что наиболее близкие значения суммарные ординаты удельных скольжений в точках А2(JS. А2) и А1(JS. А1) будут иметь при х1 = 0,6 и х2 = 0,523. Для таких смещений на ПЭВМ рассчитаны данные для построения диаграмм J1 и J2 для 9 характерных точек, которые показаны на рис. 14.26. Распечатка компьютерных данных для построения диаграмм относительных скольжений приведена в табл. 14.5.

Таблица 14.5

Номер точки

Расстояние х, мм, от точки В1

Относительное скольжение шестерни J1

Относительное скольжение колеса J2

1

0

–¥

1

2

6,33

–4,23

0,81

3

12,66

–1,46

0,59

4

19,68

–0,47

0,32

5

26,70

0,00

0,00

6

37,89

0,39

–0,64

7

49,09

0,60

–1,50

8

80,17

0,88

–7,17

9

111,24

1

–¥

Распечатка также содержит:

– длину линии зацепления g = 111,24 мм;

– длину активной линии зацепления ga = 36,43 мм;

– суммарные ординаты в точках А2 и А1 JS А2 = 2,05; JS А1 = 2,1.

Анализ данных табл. 14.4 показывает, что при постоянном коэффициенте суммы смещений хS увеличение коэффициента смещения шестерни х1 снижает коэффициент перекрытия ea, однако в меньшей степени, чем увеличение суммы смещений.

14.15.2. Коэффициент давления

Коэффициент давления учитывает влияние геометрии зубьев на величину контактных напряжений, возникающих в местах соприкосновения зубьев. Высокие контактные напряжения вызывают выкрашивание рабочей поверхности зубьев. Контактное напряжение определяют по формуле Герца:

                                     ,                          (14.67)

где Fn — нормальное усилие, Н, приложено по нормали к эвольвентной поверхности зуба; b — ширина прямозубого колеса, мм; Е — приведенный модуль упругости, МПа; r — приведенный радиус кривизны, мм.

Помножив и разделив на модуль m подкоренные выражения формулы (14.67), получим:

                       ,           (14.68)

где g — коэффициент давления,

                          .                        

С учетом того, что при построении диаграмм r1 = х, а r2 = gx, формула расчета g приобретет вид:

                               .                   (14.69)

Диаграмма коэффициента давления g приведена на рис. 14.26, б. Реальные очертания диаграмма имеет в пределах линии зацепления А2А1, причем в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага rb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты делят пополам. Из диаграммы видно, что при однопарном зацеплении наименьшие контактные напряжения возникают вблизи полюса зацепления W и соответственно вблизи полюсной линии на поверхности зуба.

Влияние смещения на контактную прочность зубчатой передачи может быть оценено по расчетной формуле:

                    ,        (14.70)

где K1 — численный коэффициент; T2 — вращающий момент на колесе, Н·мм; KH — коэффициент нагрузки; b2 — ширина венца колеса, мм; V — параметрический коэффициент, обобщающий все параметры, кроме aw и .

При увеличении положительного смещения увеличивается угол зацепления. В формуле (14.70) при этом увеличивается знаменатель и снижается рабочее контактное напряжение, что свидетельствует о повышении контактной прочности. В положительном зацеплении межосевое расстояние aw выше делительного межосевого расстояния a, что создает аналогичный эффект.

NB 14.29. При увеличении суммарного смещения контактная прочность повышается, так как увеличиваются угол зацепления и межосевое расстояние.

14.15.3. Коэффициент формы зуба

Рис. 14.27

Коэффициент формы зуба учитывает изгибную прочность зуба. Лучшей формой является та, которая наиболее приближается к форме балки равного сопротивления изгибу (параболе).