Знак «минус» присваивают внешнему зацеплению, «плюс» — внутреннему. Колесо с меньшим числом зубьев называют шестерней, ей присваивают индекс 1. Колесо с большим числом зубьев — колесо (индекс 2).
NB 12.3. Передаточное отношение зубчатого механизма равно взятому со своим знаком отношению числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни.
Передаточное отношение, которое можно воспроизвести одной парой зубчатых колес, невелико. На практике же часто приходится встречаться с необходимостью воспроизведения значительных передаточных отношений. Для их осуществления применяют несколько последовательно соединенных колес, т.е. многоступенчатые передачи. Такие сложные зубчатые механизмы получили название многоступенчатых зубчатых передач или редукторов скоростей.
Для примера рассматривается серия зубчатых колес, состоящая из трех пар, т.е. трехступенчатый цилиндрический редуктор (рис. 12.4). На осях О1, О2, О3, О4 жестко закреплены колеса, которые попарно находятся в зацеплениях z1/z2, z2'/ z3 и z3'/ z4. Угловые скорости колес — ω1, ω2, ω3, ω4. Передаточное отношение серии колес:
.
Рис. 12.4
Передаточное отношение для каждой ступени
.
Перемножив полученные передаточные отношения, получаем
, или
. (12.2)
NB 12.4. Передаточное отношение серии зубчатых колес равно произведению взятых со своими знаками передаточных отношений отдельных ее ступеней.
Для любого числа ступеней
, (12.3)
где m — число внешних зацеплений.
Крутящие моменты на валах, Н·м, связаны зависимостью
и т.д., (12.4)
где РI, РII и т.д. — мощности на валах, Вт.
Так как РII = РI h, а w2 = w1/i12, то
TII = T1i12h. (12.5)
Аналогично моменты на других валах редуктора (см. рис. 12.4):
TIII = TIIi23h = T1i13h2, (12.6)
TIV = TIIIi34h = T1i14h3. (12.7)
В формулах (12.5) – (12.7): h — КПД одной ступени зубчатой передачи, h = 0,95 … 0,97 [20]; h3 = h14 — общий КПД редуктора.
При определении вращающих моментов не учитывались знаки передаточных отношений, так как направления моментов и угловых скоростей не всегда совпадают. Так, в первой ступени z1/z2 редуктора момент ТII на валу колеса 2 совпадает с направлением угловой скорости w2, а на валу шестерни 1 момент ТI направлен против угловой скорости w1 как реактивный (см. рис. 12.4).
Аналогично во второй ступени на шестерню действует реактивный момент , направленный противоположно угловой скорости w2, а на колесо 3 — момент ТIII, направленный в соответствии с w3. Таким образом, моменты ТII и являются внутренними, не передающимися на корпус редуктора. Они скручивают вал II на участке между колесами 2 и .
На валу III действуют внутренние моменты ТIII и , а на валу IV — момент ТIV. На вал IV также действует момент = – ТIV cо стороны соседнего с редуктором вала. Момент , так же как и момент ТI, является внешним по отношению к редуктору. Именно эти моменты учитывают при расчете фундаментных болтов редуктора. Таким образом, на валах II и III действуют внутренние моменты, а на валах I и IV — внешние ТI и , направленные против их вращения.
Пример 12.1. Рассчитать передаточное отношение трехступенчатого цилиндрического редуктора (см. рис. 12.4), общий КПД, приведенные к валу 1 момент сил Мп, момент инерции Iп и угловые скорости валов при следующих исходных данных: числа зубьев колес z1 = 20; z2 = 80; = 25; z3 = 75; = 18; z4 = 72; T1 = 18 Н×м; I1 = = 0,1 кг×м2; I2 = 0,15 кг×м2; I3 = 0,2 кг×м2; I4 = 0,25 кг×м2; КПД одной ступени h = 0,97, угловая скорость w1 = –150 с-1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.