Учебное пособие по курсу "Теория механизмов и машин", страница 61

                                       ;                                     

откуда

;      (9.29)

                                                                    (9.30)

Аналогично для звена 3:

                        ;               (9.31)

Массу второго звена m2 заменяют массами, сосредоточенными в точках В и С:

                                       (9.32)

В точках A и D в результате замены будут сосредоточены две неподвижные массы:  и . Четыре подвижные массы, сосредоточенные в точках В и С, объединяют в две:

                                       (9.33)

Таким образом, механизм окажется замененным четырьмя массами, сосредоточенными в точках A, B, C и D, причем неподвижные массы  и  уравновешивать не требуется. Центр масс S системы [, , , ] находится в том же месте, что и центр масс системы подвижных звеньев 1, 2 и 3 заданного механизма.

Чтобы уравновесить силы инерции заменяющих масс mB и mC, достаточно установить на звенья 1 и 3 противовесы с массами  и , удовлетворяющими условиям:

                                         ;                               (9.34)

                                        ,                             (9.35)

где  и  — расстояния от центров вращения А и D до центров масс противовесов Е и F.

При постановке противовесов  и  центры масс звеньев 1 и 3 перемещаются в точки A и D, и центр масс  системы становится неподвижным, т.е. выполняется условие статической балансировки. Таким образом, метод заменяющих масс состоит в следующем:

– каждое звено механизма заменяют двумя сосредоточенными массами, приложенными в шарнирах механизма;

– в узловых точках механизма заменяющие массы объединяют;

– вводят противовесы, добиваясь размещения объединенных масс в неподвижных точках механизма.

9.8.2. Кривошипно-ползунные механизмы

Двумя противовесами можно статически уравновесить и кривошипно-ползунный механизм (рис. 9.12). Однако установка противовеса  на шатуне 2 сильно удлиняет его и увеличивает габариты механизма. Обычно такой механизм уравновешивают одним противовесом, размещаемым на звене 1. Однако в этом случае статическое уравновешивание будет не полным, а частичным.

В горизонтальном кривошипно-ползунном механизме вначале устраняют динамическое воздействие на основание, т.е. в вертикальном направлении. Для этого заменяют звенья механизма тремя сосредоточенными массами — ,  и . Массу  определяют по формуле (9.30), массу  — по уравнению (9.33) с учетом (9.29) и (9.32), масса  равна:

                                          (9.36)

где  — масса ползуна.

Рис. 9.12

На звене 1 размещают противовес по условию (9.34). Возникает система из неподвижной массы  и горизонтально движущейся . Центр масс  этой системы будет двигаться горизонтально. В этом случае вертикальное динамическое воздействие на основание механизма будет устранено. Остается горизонтальное воздействие, которое можно частично статически уравновесить введением дополнительной системы из двух противовесов и нескольких зубчатых колес [23].

Рис. 9.13

На практике для статического уравновешивания звеньев кривошипно-ползунного механизма противовесы конструктивно оформляют в виде утолщений (щек), расположенных противоположно шатунным шейкам (рис. 9.13). Это не исключает необходимости динамического уравновешивания с высверливанием на щеках отверстий либо конструирования плоскостей коррекции с закреплением грузов, параметры которых определяют на балансировочном станке.

Полной статической уравновешенности можно добиться в самоуравновешенном механизме. Примером такого механизма является сдвоенный кривошипно-ползунный (оппозитный механизм ДВС, рис. 9.14). Механизм выполнен кососимметрично, размеры обеих шатунно-поршневых групп одинаковы. Центр тяжести коленчатого вала 1 находится на оси вращения. Главный вектор сил инерции равен:

                                      (9.37)

что свидетельствует о полной статической уравновешенности. Однако главный момент сил инерции не равен нулю, и моментной уравновешенностью механизм не обладает.

Рис. 9.14