Пример 4.3. Выполнить структурный и кинематический анализ кривошипно-коромыслового механизма (рис. 4.3, а) по следующим исходным данным: угловая скорость кривошипа w1 = 150 с-1, длины звеньев: lAB = 0,1 м; lBC = 0,2 м; lCD = 0,3 м; lAD = 0,35 м; координаты центров масс lBS2 = 0,4×lBC = 0,08 м; lDS3 = 0,3×lCD = 0,09 м, угловая координата кривошипа j1 = 60°.
Рис. 4.3
Решение:
1. Для построения плана положений звено AB изображаем в масштабе ml = 40/0,1 = 400 мм/м — формула (4.7). Длины отрезков на плане положений:
BC = 0,2×400 = 80 мм; CD = 0,3×400 = 120 мм;
AD = 0,35×400 = 140 мм;
BS2 = 0,08×400 = 32 мм; DS3 = 0,09×400 = 36 мм.
Длину отрезка AB = 40 мм откладываем в заданном положении кривошипа. Точку C находим методом засечек на пересечении двух дуг окружностей с радиусами BC и CD.
2. Структурный анализ. Данный механизм состоит из трех подвижных звеньев (n = 3) и четырех одноподвижных кинематических пар (p1 = 4). Число степеней свободы по формуле Чебышева W = 3×3 – 2×4 = 1. Механизм состоит из начального механизма I класса (звено 1) и диады 1-го вида 2–3.
3. Искомая точка C. Составляем систему векторных уравнений для построения плана скоростей аналогично (4.13):
(4.29)
Скорость точки B B = 150×0,1 = 15 м/с. Масштаб плана скоростей ml = pb/B = 75/15 = 5 мм/(м×с-1) — формула (4.14). Вектор pb = 75 мм проводим перпендикулярно AB в сторону вращения. Из его конца проводим направление CB перпендикулярно CB. Из полюса p (так как D = 0) проводим направление CD, перпендикулярное CD, до пересечения с направлением CB. В искомую точку c проводим стрелки векторов. Длины векторов и значения скоростей:
pc = 12 мм; C = 12/5 = 2,4 м/с; bc = 71 мм;
CB = 71/5 = 14,2 м/с.
На отрезках bc и pc находим положения точек s2 и s3 из свойства подобия планов:
bs2 = 0,4bc = 0,4×71 = 28 мм;
ps3 = 0,3pc = 0,3×12 = 3,6 мм.
Длины векторов и скорости центров масс:
ps2 = 47 мм; S2 = 47/5 = 9,4 м/с;
ps3 = 3,6 мм; S3 = 3,6/5 = 0,72 м/с.
Угловые скорости звеньев:
w2 = CB/lCB = 14,2/0,2 = –71 с-1; w3 = CD/lCD = 2,4/0,3 = 8 с-1.
Знаки соответствуют направлениям угловых скоростей (рис. 4.3, г, д).
4. Система векторных уравнений для построения плана ускорений аналогична (4.23):
|
|
Угловое ускорение точки B (нормальная составляющая, тангенциальное ускорение отсутствует, так как e1 = 0):
aB = 1502×0,1 = 2250 м/с2.
Масштаб плана ускорений ma = pb/aB = 67,5/2250 = 0,03 мм/(м×с-2). Вектор pb = 67,5 мм (рис. 4.3, в) проводим параллельно BA к точке вращения A. Из его конца проводим направление, параллельное . Величины нормальных составляющих относительных ускорений:
= 14,22/0,2 = 1008,2 м/с2;
= 2,42/0,3 = 19,2 м/с2.
Длины отрезков, изображающих нормальные ускорения:
bn1 = ma = 1008,2×0,03 = 30 мм; pn2 = 19,2×0,03 = 0,6 мм.
Вектор bn1 = 30 мм направляем из точки b параллельно звену CB в сторону точки B (рис. 4.3, б). Из его конца проводим направление, перпендикулярное звену CB. Решая второе векторное уравнение, из полюса p (так как aD = 0 и πn2 ≈ 0) проводим направление, перпендикулярное CD, до пересечения с направлением . В полученную точку c направляем стрелки векторов. Длины векторов:
bc = 46 мм; n1c = 36 мм; pc = 100 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.