Большинство машин работают длительное время tу в установившемся режиме, когда скорость меняется циклически либо остается постоянной. Диаграмма на рис. 7.1, изображающая зависимость скорости от времени, называется тахограммой. Общее время работы механизма
В большинстве машин время разбега и выбега — непроизводительное время. Время разбега зависит от типа машины и может составлять доли секунды (электродвигатель), десятки секунд (дизель тепловоза), часы (паровоз). Время выбега уменьшают тормозными устройствами.
Одну из простых форм уравнения движения получают на основании теоремы об изменении кинетической энергии, которая для плоского механизма имеет вид:
, (7.1)
где — кинетическая энергия звена в конце рассматриваемого промежутка времени, Дж; для звена коромыслового типа
, (7.2)
— кинетическая энергия в начале этого промежутка; — приращение кинетической энергии.
Сумму работ можно представить как разность работ сил движущих и сопротивления. В режиме разбега уравнение (7.1) имеет вид:
. (7.3)
В данном режиме происходит накопление кинетической энергии, так как скорость в конце промежутка времени больше, чем в начале, т.е. и .
При установившемся режиме
или . (7.4)
Приращение кинетической энергии в этом режиме , так как через каждый цикл движения скорость равна . При рассмотрении произвольного промежутка времени в пределах цикла используют универсальную формулу (7.1).
В режиме выбега
и . (7.5)
В этом режиме накопленная энергия расходуется на преодоление сил сопротивления, в том числе тормозных сил, а движущая сила отсутствует (АД = 0).
Для установившегося движения формула может быть записана так:
или , (7.6)
где — работа сил полезных сопротивлений; — работа сил вредных сопротивлений; — работа сил инерции; — работа сил тяжести.
Продифференцировав уравнение (7.4) по времени, получают уравнение суммы мощностей:
или . (7.7)
Уравнения (7.6) и (7.7) называют уравнениями движения в энергетической форме или основными уравнениями динамики.
Уравнения (7.6) и (7.7) представляются громоздкими даже для плоских механизмов с небольшим числом звеньев вследствие необходимости производить суммирование по n звеньям. Для механизмов с одной степенью свободы можно получить более простую запись уравнения, при которой все операции суммирования по n звеньям выполняют заранее.
С этой целью многозвенный механизм заменяют одномассовой динамической моделью, состоящей из одного звена и стойки. В теме 3 такая кинематическая цепь названа начальным механизмом I класса. Тогда уравнение движения механизма можно заменить тождественным ему уравнением движения одного звена, называемого звеном приведения.
Рис. 7.2 |
Звено приведения — одно из звеньев исследуемого механизма, имеющее ту же скорость, что и в реальном механизме. Если звено приведения — вращающееся (кривошип, рис. 7.2), то оно будет обладать приведенным моментом инерции Iп и на него действует приведенный момент сил .
Рис. 7.3 |
Поступательно движущееся звено приведения (ползун, рис. 7.3) обладает приведенной массой , и на него действует приведенная сила .
NB 7.1. Для облегчения динамических расчетов механизм с n звеньями заменяют одномассовой динамической моделью, состоящей из одного звена и стойки.
NB 7.2. Звено приведения должно обладать приведенным моментом инерции Iп(приведенный массой mп), к нему прикладывают приведенный момент сил Mп (приведенную силу Fп).
NB 7.3. Приведенные силы и моменты сил являются эквивалентом всех сил, действующих на звенья механизма, а приведенные массы и моменты инерции — эквивалентом инертности механизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.