В замкнутом дифференциале, встроенном в барабан лебедки (рис. 13.11), единственным ведущим звеном является солнечное колесо 1, которое через сателлит 2 передает вращение на ведомое корончатое колесо 3, встроенное в барабан. Водило h в дифференциале является вторым ведущим звеном, которое получает вращение не от второго источника движения, а от барабана через дополнительную передачу /z4/z5. Из схемы видно, что wh = w5. Необходимые кинематические соотношения могут быть получены из формулы (13.15).
Рис. 13.11
Пример 13.3. Рассчитать передаточное отношение i13 встроенного в барабан лебедки замкнутого дифференциального механизма от колеса 1 к барабану лебедки 3 при числах зубьев z1 = 20; z3 = 100; = 100; z5 = 25 (см. рис. 13.11).
Решение:
Формулу (13.15) запишем в виде:
.
Делим левую и правую части на w3:
; так как = i13, а = = , то
.
Знак «минус» указывает на противоположные направления вращения ведущего звена 1 и барабана 3.
Дифференциальные механизмы могут включать также и конические зубчатые колеса, как, например, в автомобильном дифференциале (рис. 13.12). От карданного вала через главную передачу гипоидными колесами 1 и 2 вращение передается на коробку h, служащей водилом. В водиле h расположены два одинаковых сателлита 3, имеющие возможность свободного вращения относительно собственных осей. Сателлиты зацепляются с двумя одинаковыми колесами 4 и 5, скрепленными с полуосями.
Рис. 13.12
Если колеса движутся по прямым, то моменты сил сопротивления на полуосях равны, сателлиты 3 находятся относительно их собственных осей вращения в равновесии и не поворачиваются вокруг них. Тогда коробка h вместе с сателлитами 3 и полуосями вращаются как одно целое в одну и ту же сторону с одинаковой угловой скоростью. Передача крутящего момента на ведущие полуоси происходит по принципу зубчатой муфты.
Согласно методу обращения движения при остановленном водиле h передаточное отношение между полуосями:
. (13.16)
При остановленном водиле h колеса 4 и 5 могут вращаться только в разные стороны, поэтому
. (13.17)
Из формул (13.16) и (13.17) следует: или , откуда
. (13.18)
При движении автомобиля по прямой . Если одно из колес остановится, например, колесо 4, то колесо 5 будет иметь в два раза большую скорость, чем коробка h:
и .
Как только колеса начнут двигаться по кривым различных радиусов R1 и R2 (рис. 13.13), сателлиты 3 начнут поворачиваться вокруг своих осей и механизм начнет работать как дифференциальный. Колеса 4 и 5, вращаясь с разными угловыми скоростями и , будут передавать на полуоси разные моменты.
Рис. 13.13
1. Планетарной называется зубчатая передача с подвижными осями отдельных колес, в которой одно колесо неподвижное.
2. Дифференциальной называется зубчатая передача с подвижными осями отдельных колес, в которой все колеса вращаются. Число степеней свободы дифференциала равно 2.
3. В замкнутом дифференциальном механизме оба ведущих звена связаны дополнительной кинематической цепью, в результате чего число степеней свободы становится равным 1.
4. Центральные колеса имеют общую ось. Колесо с внутренними зубьями в этом случае называется корончатым, колесо с наружными зубьями — солнечным.
5. Колесо с подвижной осью называется сателлитом.
6. Рычажное звено, в котором закреплены оси сателлитов, называется водилом.
7. Метод Виллиса — метод обращения движения — заключается в том, что системе звеньев задается движение, равное скорости одного из звеньев, но противоположного направления.
8. Цель применения метода Виллиса — условная остановка одного из звеньев. Механизм с условно остановленным звеном называется обращенным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.