NB 14.22. Во внутреннем зацеплении минимальное число зубьев шестерни из условия правильности зацепления равно 19.
Как было показано ранее (пп. 14.12.1), в эвольвентном зацеплении (см. рис. 14.18) при вращении колес точка контакта перемещается по линии зацепления от точки А2 к точке А1, одновременно перемещаясь по поверхности зуба: шестерни — от ножки к головке, колеса — от головки к ножке с относительным скольжением профилей. В точке А1 зацепление первой пары зубьев завершается.
NB 14.23. В эвольвентном зацеплении точка контакта зубьев движется по активной линии зацепления, одновременно перемещаясь со скольжением по поверхности зубьев от ножки к головке и наоборот.
Расстояние между точками касания общей касательной к обеим основным окружностям В1В2 называется линией зацепления и обозначается g. Как следует из описанного процесса, практически используется меньшая ее часть, ограниченная окружностями вершин колес А1А2, которая называется активной линией зацепления и обозначается ga.
NB 14.24. Активная линия зацепления — часть линии зацепления, ограниченная окружностями вершин колес.
Для обеспечения непрерывности зацепления в момент выхода из зацепления первой пары колес в точке А1 в зацеплении должна находиться вторая пара. Параметром, оценивающим непрерывность зацепления, является коэффициент перекрытия — один из качественных показателей зацепления.
NB 14.25. Коэффициентом перекрытия называется отношение длины активной линии зацепления к основному шагу:
. (14.56)
Длину активной линии зацепления (рис. 14.22) определяют как сумму длин отрезков А1W и A2W:
Отсюда коэффициент перекрытия:
. (14.57)
Рис. 14.22
Для определения коэффициента перекрытия используют также другую формулу (из ГОСТ 16532-70):
(14.58)
Углы профиля по вершинам определяют по формуле (14.41).
Теоретически для сохранения непрерывности зацепления достаточно иметь ea = 1. Однако при изготовлении колес возникают ошибки, в основном, профиля и шага. Для самой низкой степени точности рекомендуется ea доп = 1,2.
В прямозубом зацеплении одновременно находятся в контакте одна или две пары зубьев. Значение ea символизирует среднее число пар зубьев, находящихся в зацеплении. Геометрия прямозубого зацепления позволяет иметь ea max = 1,8.
Рис. 14.23 |
Коэффициент перекрытия является показателем плавности работы передачи: чем он выше, тем передача работает более плавно. Косвенно он влияет и на прочность зуба. Несомненно, зубья будут работать менее напряженно при ea = 1,8, чем при ea = 1,2. На рис. 14.23 показана эпюра нормальных усилий в зацеплении. В зонах двухпарного зацепления ординаты эпюры в два раза меньше, чем при однопарном зацеплении. Пересопряжение зубьев (переход от однопарного зацепления к двухпарному и наоборот) приводит к вибрациям в прямозубом зацеплениии. Коэффициент перекрытия учитывают в расчетах зубчатых передач на прочность.
NB 14.26. При увеличении коэффициента перекрытия повышаются прочность зацепления и плавность работы передачи.
Смещение инструмента существенно влияет на коэффициент перекрытия. На рис. 14.24 показана зависимость коэффициента перекрытия ea от коэффициента суммы смещений. График соответствует зацеплению с m = 10 мм, z1 = 12, z2 = 38, коэффициент суммы смещений принимался в интервале хS = 0,3 … 1,1.
Рис. 14.24
NB 14.27. С увеличением положительного смещения коэффициент перекрытия уменьшается.
Из графика рис. 14.24 также следует, что максимальный коэффициент смещения шестерни из условия непрерывности зацепления (ea доп = 1,2) для заданных параметров зацепления х1 max = 0,8.
При нарезании зубчатых колес с различными смещениями инструмента изменяются:
– межосевое расстояние aw;
– угол зацепления aw;
– диаметры вершин и впадин dа и df;
– начальные диаметры dw1 и dw2;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.