; . (14.60)
За время одного оборота шестерни колесо не совершает полного оборота. Следовательно, его зубья в i12 раз реже вступают в контакт и поэтому меньше изнашиваются. Для сравнения интенсивности износа зубьев по величинам относительных скольжений разделяют J2 на i12 = z2/z1:
. (14.61)
Расчетные формулах для J1 и J2 имеют вид:
; (14.62)
. (14.63)
В формулах (14.62) и (14.63):
передаточное отношение
i21 = 1/i12 = z1/z2; (14.64)
g — длина линии зацепления В1В2 (см. рис. 14.17, 14.18 и 14. 26);
g = aw sin aw; (14.65)
х — расстояние, отсчитываемое от точки В1; хmin = 0; хmax = g.
В соответствии со свойством 4 эвольвенты (п. 14.4) расстояние х равно радиусу кривизны r1 эвольвенты профиля шестерни в точке контакта. В этом случае радиус кривизны профиля колеса
r2 = g – r1. (14.66)
На рис. 14.26, а показаны:
– линия зацепления В1В2 и активная линия зацепления А1А2;
– диаграммы удельных скольжений шестерни J1 и колеса J2.
Рис. 14.26
В точках В1 и В2 диаграммы имеют ординаты 1 и –¥. Практически диаграммы реальны в пределах активной линии зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями.
NB 14.28. Признаком оптимальной износостойкости является равенство суммарных ординат удельных скольжений в начале и конце зацепления.
На рис. 14.26, а зацепление не будет высокоизносостойким вследствие неравенства суммарных ординат. Удельные скольжения зависят от коэффициентов смещения х1 и х2, и их изменением можно достичь оптимальной износостойкости. Так, для достижения равенства суммарных ординат необходимо на линии зацепления переместить активную линию зацепления. На рис. 14.26, а новое положение показано точками и . Для такого перемещения точек начала и конца зацепления необходимо увеличить диаметр вершин шестерни dа1 увеличением коэффициента смещения х1 и уменьшить х2 и da2.
Автором составлена программа ТМ21 в системе GWBASIC для решения задач по оптимизации зацепления по износостойкости с условием вписывания в заданное межосевое расстояние. В компьютерных расчетах задаются смещения х1 = 0,2 … 1,3 с шагом Dх = 0,1. Коэффициент смещения колеса х2 = хS – х1. Рассчитываются ординаты и суммы ординат удельных скольжений для точек А2 и А1 линии зацепления. Анализ распечаток завершается назначением оптимальных коэффициентов смещения.
Пример 14.6. Пользуясь программой ТМ21, рассчитать оптимальные коэффициенты смещения по условиям износостойкости зацепления с m = 10 мм, z1 = 12, z2 = 38, аw = 260 мм.
Решение:
По программе ТМ21 рассчитываем оптимальные коэффициенты смещения. Распечатка компьютерных данных приведена в табл. 14.4.
Таблица 14.4
х1 |
х2 |
JS. А2 |
JS. А1 |
ea |
0,2 |
0,923 |
7,13 |
1,47 |
1,291 |
0,3 |
0,823 |
4,81 |
1,63 |
1,280 |
0,4 |
0,723 |
3,51 |
1,78 |
1,266 |
0,5 |
0,623 |
2,66 |
1,94 |
1,251 |
0,6 |
0,523 |
2,05 |
2,10 |
1,234 |
0,7 |
0,423 |
1,58 |
2,26 |
1,214 |
0,8 |
0,323 |
1,20 |
2,43 |
1,192 |
0,9 |
0,223 |
0,88 |
2,60 |
1,169 |
1,0 |
0,123 |
0,59 |
2,77 |
1,143 |
1,1 |
0,023 |
0,33 |
2,95 |
1,115 |
1,2 |
–0,077 |
0,09 |
3,14 |
1,085 |
1,3 |
–0,177 |
–0,14 |
3,33 |
1,053 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.