5. Выполняем аналитическим
методом расчеты на ПЭВМ по программе TMM-12-8, составленной в
среде Quick BASIC. При разработке алгоритма расчета использовался
векторный метод. Исходные векторы ,
и
рассчитывались из уравнений проекций
выражений (9.13), (9.16) и (9.17) на координатные оси. Результаты компьютерных
расчетов:
m1 = 40 г; r2 = 80 мм; j1 = 253о; D1 = 3200 г×мм;
m5 = 40 г; r5 = 44 мм; j5 = 316о; D5 = 1760 г×мм;
=
40 г;
= 72 мм;
= 220о;
= 2880 г×мм.
Вывод:
Результаты графического и аналитического методов практически совпадают. Максимальная погрешность угла j составляет 5º (2,3%), дисбаланса D — 2,4 %.
Изложенный в п. 9.4–9.6 метод балансировки ротора с известными дисбалансами достаточно нагляден и эффективен в учебных целях. Однако на практике случаи, когда известны величины и положения неуравновешенных масс, встречаются редко. Кроме того, на точность балансировки влияет неоднородность материала, погрешности изготовления и другие факторы. Поэтому быстроходные роторы подвергают динамической балансировке на специальных станках.
Неуравновешенный ротор 1 (рис. 9.5) устанавливают в балансировочном станке. На роторе специально сконструированы два симметрично расположенных диска — A и B. Ротор устанавливают в подшипники 2 маятниковой рамы 3. Подвес рамы подпружинен и может совершать колебания в вертикальной плоскости относительно оси 4. Амплитуду колебаний рамы измеряют индикатором часового типа 5.
Рис. 9.5
Рис. 9.6 |
Динамическая неуравновешенность ротора может быть устранена с помощью двух корректирующих масс, устанавливаемых на дисках A и B. Диск B располагают в плоскости, проходящей через ось качания 4 рамы 5. В этом случае вектор дисбаланса DB не создает момента относительно оси 4 и на вынужденные колебания системы ротор-рама влияния не оказывает. При вращении ротора вертикальная составляющая дисбаланса DA создает относительно оси 4 момент дисбаланса (рис. 9.6):
, (9.18)
где l — расстояние между дисками.
Момент , изменяющийся по гармоническому закону с
частотой
, равной угловой скорости ротора, вызовет
вынужденные колебания рамы с установленным на ней ротором. При свободном выбеге
частота
будет убывать и когда она станет равной
частоте собственных колебаний рамы, возникает резонанс. Максимальную амплитуду
резонансных колебаний фиксируют индикатором 5.
Из теории колебаний известно, что амплитуда вынужденных колебаний пропорциональна амплитуде возмущающего фактора:
. (9.19)
При резонансе амплитуда вынужденных колебаний пропорциональна дисбалансу:
,
(9.20)
где —
максимальная амплитуда колебаний системы, вызванная силами инерции от
неуравновешенной массы, мм;
— коэффициент
пропорциональности, зависящий от параметров станка, мм/(г×мм);
—
среднее арифметическое абсолютных значений дисбаланса, г×мм,
.
Для
определения коэффициента и параметров корректирующих
масс на балансируемой детали на диске A устанавливают дополнительную
массу
, дисбаланс которой равен:
.
Для определения величины начального дисбаланса в
плоскости диска 3 применяют способ трех пусков. При первом
пуске (рис. 9.7, а) определяют максимальную амплитуду колебаний рамы, вызванных дисбалансом
от неуравновешенной приведенной массы в
плоскости диска A. При втором пуске (рис. 9.7, б)
определяют амплитуду колебаний рамы, вызванных неуравновешенной приведенной
массой
и дополнительной массой
, которую устанавливают в произвольном
положении. Амплитуду колебаний ротора с дополнительной массой определяют по
равенству
(9.21)
Рис. 9.7
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.