Рис. 14.1
Выполняют дополнительные построения. Из полюса плана скоростей р опускают перпендикуляр рс0 на направление t–t. Абсолютные скорости точек С1 и С2 могут быть разложены по направлениям n–n и t–t и представлены векторным равенством
. (14.3)
Нормальные составляющие υn являются общими для скоростей С1 и С2. В противном случае профили теряли бы контакт и не были сопряженными. Касательные составляющие абсолютных скоростей:
; . (14.4)
Переносят векторы из плана скоростей в точку контакта С. Векторы абсолютных скоростей С1 и С2, как и следует из построений плана скоростей, перпендикулярны соответствующим радиусам О1С1 и О2С2. Вектор С2С1 направлен по общей касательной t–t и является скоростью скольжения s.
Из точек О1 и О2 опускают перпендикуляры ON1 и ON2 на нормаль n–n. Из построений видно:
подобен ; подобен .
Из подобия треугольников находят пропорции:
; (14.5)
. (14.6)
Из пропорций (14.5) и (14.6) находят n:
, откуда
. (14.7)
Треугольники O1N1W и O2N2W также подобны. Из их подобия составляют пропорцию:
и с учетом (14.7)
(14.8)
Пропорция (14.8) называется основной теоремой зацепления.
NB 14.1. Нормаль в точке соприкасания элементов высшей пары качения и скольжения делит межосевую линию на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.
Из формулы (14.8) видно, что при изменении передаточного отношения i12 изменяются длины О1W и О2W и точка W будет занимать разные положения на линии центров О1О2. Отсюда — важнейшее следствие:
NB 14.2. Для того, чтобы передаточное отношение было постоянным, общая нормаль к профилям в точке соприкасания должна пересекать межосевую линию в одной и той же точке, называемой полюсом зацепления.
Итак, для обеспечения основной теоремы зацепления необходимо, чтобы полюс W на межосевой линии не изменял своего положения. По той же причине желательно, чтобы нормаль n-n также не изменяла своего положения.
Таким образом, геометрия сопряженных профилей должна удовлетворять основной теореме зацепления.
При выборе формы профиля зуба на практике также приходится руководствоваться соображениями кинематического, динамического, технологического и эксплуатационного характера.
Соображения кинематического характера заключаются в требовании, чтобы профили могли быть построены достаточно простыми геометрическими приемами.
Соображения динамического характера заключаются во многих требованиях, основные из них:
– при постоянной мощности давления на зубья и опоры должны быть постоянными;
– зубья должны иметь форму, обеспечивающую наибольшую прочность и износостойкость.
Требования технологического характера заключаются в проектировании профилей, которые могли бы быть достаточно просто изготовлены на современных станках.
Требования эксплуатационного характера заключаются в проектировании профилей, которые обеспечивают долговечность механизма, безударность и бесшумность работы, простоту замены (условие взаимозаменяемости).
Поэтому, хотя теоретически можно спроектировать зубчатый механизм с самыми различными профилями зубьев, удовлетворяющими основной теореме зацепления, практически выбор очертания профилей в значительной степени стеснен вышеизложенными требованиями. Вследствие этого в машиностроении пользуются только несколькими видами кривых в качестве профилей зубьев: эвольвента, циклоида, дуга окружности (последняя только в косозубом зацеплении).
Большинство современных зубчатых колес имеют эвольвентные профили. Эвольвентное зацепление было предложено петербургским академиком Л. Эйлером в 1761 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.