Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 95

В наши дни в Англии, в стране политической и научной свободы, имеются талантливые люди, которые, из самых добрых побуждений, искусно защищают догматизм в воспитании. (...) Согласно его [м-ра Честертона] мнению, воспитание по необходимости должно быть ортодоксальным и догматическим. Так как нельзя себе представить воспитание без авторитета, то приказания и запрещения, а стало быть, и насилие - неизбежны. Воспитание всегда насильственно; свободного воспитания будто бы и быть не может. Если оставлять ребенка на свободе, то это все равно, что вовсе его не воспитывать.

Но зато в Англии же, в противовес подобным соображениям, раздаются убедительнейшие голоса в пользу полной свободы воспитания, полного освобождения ребенка от педагогического насилия. Эти поборники педагогической свободы требуют совершенного изгнания догматизма, как опаснейшего врага, из области воспитания и обучения, из детской и из школы.

Одним из наиболее ярких представителей последнего течения является, бесспорно, Эдмонд Холмс, бывший инспектор в ведомстве народного просвещения, немного поэт, автор талантливых педагогических трактатов. (...)

Эдмонд Холмс (...) горячо ратует за свободу воспитания, за освобождение ребенка от пагубного догматического гнета; в противовес же евгеникам, настаивающим на улучшении породы человека, он настаивает на улучшении роста, развития всех человеческих сил, способностей и дарований.

Все воспитание для него сводится к умению питать и растить на свободе природные способности ребенка и осторожно помогать их полному самораскрытию. Господствующий в современном воспитании догматизм в такой огромной степени мешает этому важному процессу, что положительно превращает воспитание в трагедию, которая потом развертывается в горестную трагедию всей человеческой жизни. Одну из своих книг Холмс так и озаглавил "Трагедия воспитания", и ее содержание вполне оправдывает автора за несколько сенсационное заглавие.

Ведь что трагедия в обычном понимании? Драма, в которой герои, в неведении, накликают на себя беды и гибнут жертвами неумолимого рока. Или, все равно, не герои, а просто действующие лица, не святые и не злодеи, а честные, благомыслящие мужчины и женщины, действующие, однако, так, что в своей слепоте и своеволии навлекают несчастия на самих себя и на любимых своих и близких, и притом столь огромные и подавляющие несчастия, что для непосредственных виновников вполне простительно приписывать их влияниям судьбы или рока, безвольным орудием которого эти виновники считают себя, - ведь вот что называется трагедией. В этом именно смысле Эд. Холмс и называет современное воспитание трагедией, главные действующие лица которой - родители, учителя, воспитатели каждого последующего поколения - так слепо и непредусмотрительно ведут себя в отношении своих детей, учеников и воспитанников, что навлекают бесконечные бедствия на весь род людской. Бедствия эти, в перечислении автора: извращенные идеалы, суженный умственный горизонт, ничтожность целей и эгоизм стремлений, ослабленность силы воли, пониженная жизнедеятельность и глубоко ложное представление о ценности и смысле жизни. И несмотря на эти бедствия, действующие лица воспитательной трагедии все время остаются как бы "слепыми и почти беспомощными жертвами мертвящей трагедии, которой они сами же помогают, и общественного давления, которое, если бы они вздумали ему противостоять, могло бы показаться столь же неумолимым и тираническим, как и сама судьба или рок".

                                    ____________

Мария Монтессори (...) однажды видела в городском парке прелестного полугодовалого ребенка, весело трудившегося над маленьким ведром, которое он старался наполнить гравием при помощи совочка. С ним рядом была щеголевато одетая нянька, по-видимому, любившая ребенка. (...) Время было возвращаться домой, и няня терпеливо уговаривала ребенка оставить свою работу и отправиться в колясочку. Видя, что убеждения и увещания не производят никакого впечатления на упорного в труде малютку, она сама быстро наполнила ведерко, которое и отправила вместе с ребенком в колясочку, будучи твердо уверена, что исполнила его желание, дала ему, что он хотел. Но малютка разразился громким плачем, и госпожа Монтессори была поражена явным выражением на его лице протеста против учиненного насилия и несправедливости.

Внимательная наблюдательница поняла смысл этого протеста и оценила размер ущерба, причиненного развитию ребенка; она тотчас же взвесила всю массу ошибок, непонимания, несправедливости, которые должны были спутать, понизить, задержать развивающийся детский ум. Ребенок вовсе не желал наполненного ведра; он хотел только тех  движений, которые необходимы при наполнении, - движений, удовлетворяющих потребность его деятельного организма. Ему нужно было координирование волевых актов, упражнение мускулов при поднимании, глаз - при определении расстояния, мышления - при обдумывании всей этой работы; ему нужно было стимулирование своей воли путем выбора того или другого движения. Тут было бессознательной целью - его собственное саморазвитие, нечто, стало быть, внутреннее, а вовсе не внешний факт - ведро, наполненное камешками. Привлекательность внешнего была только видимостью, существенным же оставалась жизненная потребность ребенка. Наполнив ведерко, поясняет г-жа Монтессори, он, наверно, опорожнил бы его, чтобы опять наполнить, и т.д. еще и еще раз, до полного внутреннего удовлетворения. Работа в этом направлении и делала его, несколько минут назад, веселым и счастливым, заставляла смеяться. А любящая, предупредительная няня вообразила, что ему нужны камешки, и сделала его несчастным, заставила неутешно плакать. (...)

Взрослые обыкновенно уже с самых первых шагов, с первого, так сказать, прикосновения к ребенку впадают в грубую ошибку. Будучи сами жертвами ложно направленного воспитания, внушившего им совершенно ложный взгляд на жизнь, они воображают, что и у ребенка такой же взгляд, что и он так же любит внешние вещи ради них самих, что и ему нужны разные безделушки, подарки, игрушки, награды, отличия, собственность и т.п. На самом же деле, пока ребенок не испорчен воспитанием, ему ничего этого не нужно; ему нужно только расти и пускать в ход свою энергию.