Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 49

            Будем добры. Доброта непобедима. Она спокойным взглядом останавливает буйный порыв. Ее кроткое и тихое вмешательство побеждает свирепые инстинкты. Ее жертвоприношение могущественнее страха. Она обезоруживает.

           Но маленькие дети многого не требуют. Они нуждаются в теплой и тихой атмосфере, где бы им жилось легко и привольно. Им нужна мать ровная и любящая, которая поддержит в минуту слабости, утешит и ободрит в горе, которая не порицает и прощает, а лишь бережет их силы для предстоящей борьбы.

           Наказания и награды подрывают силы. Угроза наказания, так же как и обещание награды, действует расслабляющим образом на характер детей. Люди становятся неспособными управлять сами собой и чувствуют постоянную потребность идти по проторенной дороге. Современное воспитание приучает детей соображаться с внешними предписаниями, вместо того чтобы приучать их справляться с собственными указаниями и собственной волей. Требуют от детей хорошего поведения и в то же время делают их самих неспособными вести себя.

           Гартман говорит, что поведение, определяемое послушанием посторонней воле, не имеет само по себе никакого нравственного значения. Нравственной можно назвать только такую волю, которая сама себя определяет и сама налагает на себя законы. Наше воспитание препятствует расцвету естественных сил, которые привели бы к самостоятельному и единственно ценному представлению добра.

          Соображение, в силу которого ребенку дают нравственные предписания, покамест он не в силах сам себе создать таковых, кажется нам чересчур поспешным, потому что оно оставляет в силах все те воздействия, которые именно отнимают возможность осуществления намеченной цели.

          Это все равно, что сказать: пока ребенок не выучится ходить его надо носить. Но ведь таким образом он никогда не выучится ходить.

           Наоборот, надо всячески содействовать тому, чтобы в самом ребенке явилась потребность в нравственных поступках, заранее допуская ошибки с его стороны. Разумеется, между ним, другими детьми и взрослыми, окружающими его, будут происходить неизбежные столкновения. Дело воспитателя - разрешать их в сторону, наиболее соответствующую благу ребенка.

        Простые детские недостатки, зависящие исключительно от его нравственной неразвитости, считаются у нас пороками, например ложь или проявление буйства и даже жестокости; между тем первая объясняется излишком фантазии, а второе есть признак атавизма. И вот для борьбы с этими воображаемыми пороками вооружаются средствами, которые сами порождают уже настоящий порок во всей его гнусности: ложь заменяют лицемерием, жестокость - низостью и предательством; и в чистом детском сердце вырастают злоба и ненависть. Уничтожьте же эти средства, установленные невежеством и предрассудками, и дети останутся при своих маленьких недостатках, которые исчезнут сами собой.

         Повторяем еще раз: все зло в дурном воспитании, в тех негодных средствах, с которыми оно приступает к делу. Не исправлять недостатки призвано оно, а лишь препятствовать их проявлению, и незачем давать волю гневному чувству там, где нужно чувство светлое и тихое.

                                      ______________

           Мы полагаем, что путь, указанный здесь, есть единственный, дающий человеку не только возможность согласовать свое поведение с нравственным началом без помощи посторонних предписаний, но ведущий к высшему пониманию добра и к стремлению содействовать движению человечества вперед.  

Клечковский М. Современное воспитание и новые пути. Изд. 2-е. - М.: Тип. Товарищества И.Н. Кушнерев и К, 1907. - С. 25-35, 39-61, 86-91.


А. А. Клопов*

К ВОПРОСУ О ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЕ

_________

Слово к родителям

Первое письмо

Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысле подъема народного благосостояния, народной нравственности и политического ее могущества. (...)

Вопрос о средней школе неразрывно связан с другим вопросом - о домашнем воспитании ребенка до поступления его в школу; этот вопрос, по-видимому, совершенно устраняется, несмотря на его капитальнейшую важность: ведь в дошкольный-то период и начинает слагаться будущий человеческий образ и его индивидуальные особенности. (...)

Наш старший возраст, наши отцы и воспитатели, занимаясь своими текущими делами, приобретением заработков, гоняясь за карьерой, или по небрежности, или просто по непониманию страшной нравственной ответственности, лежащей на них перед детьми,  слишком мало обращают до сих пор внимания, слишком мало [при]дают значения постепенному правильному развитию физических, умственных и духовных сил ребенка в первый, дошкольный период его жизни. Между тем только одно, т.е. правильное, последовательное, гармоническое развитие природных сил ребенка, может дать молодому поколению, идущему на смену нам, старикам, крепкое здоровье, твердый дух, светлую юность, жизнерадостность, добрую душу, нравственность, выдержку, самодеятельность, любовь и уважение к труду, сознание долга, семейственность, патриотизм и т. д. и т. д.

Самым могучим фактором в развитии всех этих качеств, конечно, прежде всего является семья, природа, воздух, строгая, но разумная дисциплина, религия, сердечное отношение и понимание детской души, товарищество, музыка, гимнастика, физические работы и т. п.

Дошкольный возраст, как самый нежный и чуткий, особенно нуждается в заботливом, непрерывном и теплом уходе и наблюдении близкого, родного к ребенку лица - матери, отца, воспитателя.