Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 7

( из беседы с народными учителями)

(...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так:

Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфея XXII гл. , ст. 35-40. (...)

- В этих заповедях, как сказано в Евангелии, весь закон. (...) И кто исполняет их, тому хорошо жить на свете, а кто не исполняет, - тому плохо. (...)

Второе, то, чтобы рукам воли не давать и не драться и также и языку воли не давать, не ругаться, особенно дурными словами. Помнить то, что и стыдно, и глупо разумному человеку ругаться бессмысленными дурными словами. Мало того, чтобы приучаться не ругаться, надо приучаться и за глаза не осуждать людей. (...)

Третье, говорю, то, чтобы жалеть не только людей, если они от чего-либо мучаются и сколько можно помогать им, особенно беспомощным детям, старым, убогим, но жалеть и скотину всякую и всякое животное, а не мучить или убивать их для своей забавы. Перестанешь жалеть скотину, зверей, - перестанешь жалеть и людей, а перестанешь жалеть людей, огрубеет сердце и разучится любить, а это самое дорогое на свете.

Четвертое, говорю, то, чтобы не заглушать в себе память и разум табаком, водкой. А то часто ребята балуются, чтобы быть похожими на старших, да и привыкнут, а потом и сами не рады. И потому хорошо смолоду заречься от табака, вина, от всего пьяного. Зло в том, что то самое, что дороже всего в человеке - памятование о душе - заглушается этими зельями. (...)

Когда бывали у меня постарше ребята, то я говорил им еще и о том, чтобы они береглись от всяких дурных шуток с девушками, чтобы помнили, что все девушки им сестры, что только когда женишься, только тогда станет одна из сестер женою и на всю жизнь. (...)

                                                                            Сентябрь, 1909 г.

Свободное воспитание. 1909-1910. № 3. - С.1-4.

О ВОСПИТАНИИ

(В ответ на письмо Г-ой)

(...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности. Я просмотрел их и решил, что мне да и вам, я думаю, будет легче, если я, не стараясь отстаивать прежде сказанное, прямо выскажу то, что я теперь думаю об этих предметах.

Это для меня будет тем легче, что в последнее время эти самые предметы занимают меня.

Во-первых, скажу, что то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, искусственно. И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно. (...)

То, что свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, я признаю, как и прежде, т.е. что и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т.п.), обуславливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию. (...)

Для того чтобы образование было плодотворно, т.е. содействовало бы движению человечества к все большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободно. (...)

Совершенство в деле образования достигается не тем, чтобы учащиеся усвоили очень многое из случайно избранной области знания, а тем, чтобы, во-первых, из бесконечного количества знаний прежде всего были переданы учащимся знания самых важных и нужных предметов, а во-вторых, тем, чтобы знания эти были доведены до относительно одинаковой степени, так чтобы передаваемые знания, подобно одинаковой длины и одинаково равномерно друг от друга отделенным радиусам, определяющим сферу, составляли бы гармоничное целое. (...)

Люди узнают в школах все об Александре Македонском и Людовике XIV и его любовницах, знают о химическом составе тел, об электричестве, радио, о целых так называемых “науках”, о праве и теологии, подробно знают о повестях и романах, написанных разными, считающимися “великими” писателями и т. п., знают о совершенно ни на что не нужных и скорее вредных пустяках, а ничего не знают о том, как понимали и понимают смысл своей жизни и какие признавали и признают правила жизни миллиарды живших и живущих людей нехристианского мира, то есть две трети всего человечества.

От этого-то и происходит в нашем мире то удивительное явление, что люди, считающиеся среди нас самыми образованными, суть, в сущности, люди самые невежественные, знающие множество того, чего никому не нужно знать, и не знающие того, что прежде всего нужно знать всякому человеку. И мало того, что люди эти грубо невежественны, они еще и безнадежно невежественны, так как вполне уверены, что они очень ученые, образованные люди, т.е. знают все то, что, по их понятиям, нужно знать человеку. (...)

                                                                                                       1 мая 1909 г.

Свободное воспитание. 1909-1910. № 2. - С. 1-6.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:

          1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и  2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

              Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, что он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. (...)

          Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:

          1) Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится.

          2) Чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.

          3) (Очень важное). Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.

          4) Чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется - невозможно ни для какого возраста. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления. (...) Лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен. (...)