Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 107

          Последнюю, 5-ю, группу составили малыши 8 - 9 лет, в количестве 20 человек обоего пола. Эта группа “оперировала почти исключительно с глиной, так легко поддающейся самому легкому движению руки и могущей передать малейшие изгибы мысли. (...)

Дети помогали друг другу. Взаимопомощь царила у всех. (...)

“В мае 1908 г. общество “Сетлемент” было закрыто”. (...)

Без здоровых детей, детей-работников, творцов, не может быть здоровой жизни, а в деле воспитания, в деле создания детям города здорового детства и правильного развития - детские музеи, эти лаборатории и мастерские детского труда, как показал это большой опыт Америки и малый, но много говорящий опыт “Сетлмента” и его одушевленных работников, - эти музеи прекрасное и могучее воспитательное средство.  

Свободное воспитание. - 1910-1911. -     № 9. - С. 99-110.


А. Зеленко*

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ

(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора, когда волна общественного подъема захлестнула всех, и вы слышали повсюду речи о необходимости воспитания в наших детях чувств кооперации и подготовки гражданина. Были даже многие из крайних политиков, проводивших в школу, кто искренно, а кто из-за корыстных мотивов, - политические организации. Я слышал рассказы о том, как в Одессе крайне правые записывали будто бы в свои союзнические организации малышей-гимназистов, как они устраивали забастовки либеральным учителям, как писали на них изветы. С другой стороны, мы знаем, как проникали радикальные убеждения в среду детей. Юношество, по его склонности, горячее, страстнее, оптимистичнее относится к мечтам о лучшем будущем. Эти мечты подслушивались и воспринимались по линии наименьшего сопротивления - малышами, сестрами и братьями, а затем были проявления этих молодых, неосознанных чувств среди них, часто в уродливом виде - в виде враждебности к другим детям, имевшим несчастье иметь родителей других убеждений.

После эта волна схлынула, и вот теперь, попадая иногда на собрание родителей, педагогов, видишь обратную волну и слышишь совсем другие речи: о необходимости одного лишь семейного воспитания, ненужности или преждевременности общественного. (...)

С моей точки зрения, не может быть чисто семейного или чисто общественного воспитания в том состоянии человеческой культуры, в котором мы живем.

На деле есть лишь одно: самое лучшее, естественное, необходимое и единое для блага всех - воспитание, часто называемое органическим, т.е. такое, в котором организм развивается полнее, свободнее, крепче, а следовательно, и долговечнее и полезнее и себе и другим.

Естественным, миллионами веков созданным, покровителем и помощником является, конечно, семья. А следовательно, на ней и лежит и долго будет лежать тяжесть воспитания.

Но так как в мироздании живут, развиваются и уничтожаются не только отдельные личности, но и группы их - в виде семьи, общины, наций и комбинаций наций в виде государств, - то и каждое дитя, входя в семью, также представляет из себя зародыш для составления будущей семьи, общины, нации.

Для полноты развития организма важны, во-первых, его личные качества, силы, способности, а во-вторых, та среда, тот питательный бульон, в котором живет и развивается этот семейный и общественный микроорганизм.

И безусловен тот факт, что по мере роста организма, как у цыпленка яйцо играет сначала роль первой среды, а потом уже он выходит на свет Божий, так у ребенка семья играет роль этой первой оболочки, но с той разницей, что эта оболочка держится очень долго, крепко, оказывает помощь и в зрелом возрасте, а иногда и слишком долго, и вся мудрость жизни состоит в том, что эти первоначальные связи с семьей росли, эволюционизировали, расширялись, - словом, чтобы все тонкие ниточки привязанностей, дружбы, помощи постепенно укреплялись в душе по отношению к другим людям в более широко понимаемой семье человечества. И это ведь так и происходит в действительности. Это не мечта, не утопия. (...)

Благо, жизненность, прогресс, как и у всякой общественной организации: на чувстве личной и общественной солидарности.

А это значит, что те качества, которые мы хотим внести в воспитание ребенка, для создания и развития лучшего организма как личности и как общественного слагаемого, те же самые.

И спор об пользе того или другого воспитания должен отпасть, должен подняться на высшую точку зрения, такую, которая должна с уважением отнестись ко всему хорошему в этих областях человеческой жизни. (...)

Можно смело сказать, что лишь та семья исполняла свой долг по воспитанию, если она внесла в него лучшие элементы общественности.

И вполне будет справедлива та же мысль насчет общества:

Если главный орган общества - касающийся детей - школа, а за ним и все побочные продукты общественной связи с семьей, как приюты, колонии, площадки для игры, детские клубы, не имеют, не берегут в себе элементы семейственности, то они не исполняют своей задачи - создания более лучшего человека, чем он был до сего времени.

Если между руководителем и детьми нет милых, хороших, доверчивых отношений, нет доверчивости, нет возможности внести лучшие элементы семьи, то ни руководитель, ни школа, ни общество не исполнили той задачи, которую на них возлагает ход истории человечества.

Мало того, даже для взрослых, для людей, вышедших из под влияния семьи, общество может дать не только защиту и помощь учреждений, указание прав и обязанностей, развитие технических или академических знаний, но может дать совсем другое, новое, для того, чтобы в душе этого взрослого росли тонкие, но крепко поддерживающие его нити симпатии к другим ближним, чтобы у него не было чувств одиночества, заброшенности при отсутствии знакомств и связей. (...)