Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 77

Очевидно, большое значение имеет понимание различных форм внушения, которые довольно разнообразны. Проф. Балдуин различает такие формы внушения: 1) Физиологическое внушение, (...) посредством которого можно действовать на детей самого раннего возраста.(...) Примером этого внушения, можно считать внушение ребенку сна путем укладывания его (месячная девочка автора) лицом к низу и похлопывания по концу позвоночного столба. (...) 2) Чувственно-двигательное внушение. Примером этого внушения может служить усыпление ребенка пением. (...) 3) Идеомоторное внушение, (...) при котором движение вызывается каким-нибудь отчетливым представлением или предметом, или воскресшим в памяти образом, или образом фантазии. Это тот вид внушения, которым вызывается подражание. Наконец, 4) Задерживающее внушение, (...) когда внушающий стимул ведет к подавлению, ослаблению, или задержке движения. Сюда относится: а) болевое внушение (физиологическое внушение отрицательного рода); (...) б) управляющее внушение. Сюда входят случаи, в которых наблюдается какое-либо ограничение движение тела, помимо преднамеренных движений, зависящих от воли; (...) в) обратное внушение. (...) Сюда относится склонность к противоречию у детей старшего возраста, особенно у мальчиков, склонность делать обратное тому, что внушается, склонность к непослушанию, которую далеко не всегда, таким образом, можно рассматривать, как проявление сознательной воли. Очень капризные, упрямые дети, только жертвы обратного внушения. Что это именно так, видно из того, что такие дети не легко поддаются прямому внушению и очень легко косвенному.

(...) Чем дети моложе, тем они легче поддаются прямому внушению, с возрастом эта податливость прямому внушению падает и постепенно взрастает склонность поддаваться косвенному внушению. (...)

Всего хуже поддаются прямому внушению ученики переходного возраста 13 - 15 лет, когда они делаются особенно упрямыми и малопослушными. “Это явление, - справедливо замечает проф. Нечаев, - имеет большой педагогический интерес, показывая, насколько различное влияние может оказывать слово воспитателя на воспитанников разного возраста. Если ученик младшего возраста легко поддается прямому приказанию и совету, то на старших должна оказывать большее воздействие косвенная форма внушения, дающая им возможность до известной степени верить, что, поддаваясь в сущности воспитательному воздействию, они остаются как бы самостоятельными. Особенно важное значение имеет косвенное внушение для воспитанников переходного возраста, обнаруживающих наибольшую склонность к упрямству”. (...)

Средством же косвенного внушения является, главным образом, пример, особенно ясный и понятный пример товарищей, и вся обстановка жизни в семье или школе. Наблюдения показывают, что податливость внушению и в толпе увеличивается, чем обуславливается громадная сила коллективного внушения. Заражаясь настроением толпы, особенно близкой к индивидууму по своему душевному складу (а такой толпой и является класс), последний обезличивается и теряет способность критического отношения к окружающим явлениям. Известно, что толпа легко поддается настоящему гипнозу под влиянием религиозного экстаза, страха и тому подобных сильных аффектов. Она делается крайне легковерной, способной к галлюцинациям и самым легкомысленным поступкам. То же самое справедливо и по отношению к классу, с тою только разницей, что класс - толпа, состоящая из маленьких, а потому еще менее способная владеть собою. Класс легко поддается всякому, и хорошему, и дурному, влиянию. Он заражается и увлечением учителя, любящего свое дело и вкладывающего в него свою душу, и его вялым, ленивым, скучающим настроением: работоспособностью, серьезностью учителя и его небрежным, поверхностным отношением к делу.

Какое важное внушающее значение имеет личность учителя, это видно из того, как дети меняют обыкновенно свое поведение в классе при переходе от одного учителя к другому, от одного, у которого они шалят, скучают, нервничают, к другому, который сумел создать у себя на уроках спокойное, рабочее настроение.

Чаще всего в классе (особенно в средних классах) настроение, обуславливающее отношение к занятиям, окружающим лицам, создается не учителем, а кем-либо из учеников (вожаков, главарей), импонирующих товарищам своею силою, смелостью и т. п. В умении руководить классом как коллективной единицей, в искусстве внушать целому классу заключается секрет школьного воспитания. (...)

Сделайте обязанности учеников их правами, и они будут на вашей стороне: поручите им заботу о сохранении порядка в классе, о поддержании дисциплины, о благоустройстве школы и вы увидите, как они будут дорожить своими правами и, если это школьное самоуправление вводится постепенно, осторожно и вообще умело, то создается в классе такое настроение, такой дух, такая атмосфера, которые оказывают удивительно сильное внушающее действие на детей. Внушающее влияние обстановки, духа класса гораздо сильнее всяких хороших слов и убеждений учителя. Даже на взрослых известная обстановка действует гипнотизирующим образом. (...) Внешний вид школьного помещения: красивое большое здание, высокие комнаты, чистота, порядок, украшения имеют не гигиеническое только, но и воспитательное значение. (...) И вся классная обстановка может создать такое настроение, что неловко сделать что-нибудь неподходящее. (...) Неловко вообще сделать какую-нибудь непристойную и грубую шалость там, где все проникнуто атмосферой красоты, вежливости, благопристойности: невольно заражаются дети и рабочим настроением там, где вся атмосфера располагает к труду, к занятиям, возбуждает интерес к наукам, знаниям. (...)