Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 86

Инициатива в выборе занятий должна принадлежать детям. Школа может только познакомить их с теми видами труда, которые она им может предложить и из которых им нужно выбирать. Занятия эти должны быть подобраны так, чтобы цель каждого из них была доступна пониманию детей, была интересна, и чтобы результаты, если не всех, то большей части занятий, могли бы сохраняться и служить для практического применения. Попав в незнакомую обстановку, дети, естественно, не могут знать, чего им от нее требовать, чем можно в ней заняться. На помощь им приходят руководители с целым рядом предложений. Предложения должны носить характер не предложения игры для забавы детей, а просьбы помочь сделать то или другое дело, нужное для других, для школы.

Желательно, чтобы дети создали в школе обстановку по своему вкусу трудами своих рук. Некрасивый, совершенно чуждый детям вид имеют наши школы. Все в них расставлено так, что ребенок с самого первого момента как бы всаживается в какие-то рамки, сажается на определенное место, точно насекомое, которое прикалывают булавкою в коллекции, и он вырастает с глубоко вкоренившеюся привычкою смотреть на окружающую обстановку до самых ее мелочей, как на что-то от него независящее, непоколебимое, - это что-то такое, во что он бессилен внести какие бы то ни было изменения. И в нем глохнет возможность даже желать изменения этой обстановки. Не эта ли обстановка воспитала современного интеллигента? Не потому ли у нас, да и везде, такая масса развитых и думающих людей, которые так прекрасно уживаются с самой невыносимой обстановкой окружающей нас жизни?

Обстановка школы должна быть созданием ребенка. Не надо необыкновенных школьных столов, не надо кафедры, не надо всей школьной обстановки: в этом возрасте ребенку можно позволить письменные занятия в самом ограниченном размере - несколько минут в день, а ведь для этих занятий только и изобретаются эти мудрые орудия школьной пытки, именуемые гигиеническими столами и партами. В классе должны быть и столы и стулья маленькие, по росту учеников соответствующего возраста (это обычного размера детская мебель). Столы могут быть и одиночные, и для двух детей, и длинные для нескольких. Дети могут расставить их как угодно и часто, хоть каждый день, меняя эту расстановку. Класс должен возможно более походить на жилую комнату, он должен быть веселый и приятный для детей.

Учитель может предложить детям заняться украшением класса. И в этом занятии найдут себе применение и оправдание начатки всех видов труда - физического, умственного и занятия искусствами. Комната может быть украшена цветами. Их нужно посадить и вырастить. Для этого надо купить горшки, семена, землю, и все это должны сделать дети, по указанию и при помощи учителя. Счет денег на покупку, счет зерен или семян, счет горшков, - вот первые упражнения по арифметике. Посадка семян, бобов или луковиц - вот повод для первой беседы по естествознанию. Надписи на горшках имен детей, производивших в них посадки семян, названия посеянных растений, - вот повод научиться писать, повод для первого урока грамоты. Кроме цветов, класс может быть украшен картинками на стенах, их выбор - дело учеников, они могут сделать для них рамки из картона, соломы или дерева, - вот начало занятий ручным трудом. Для занятий письмом нужна ручка, нужен пенал, тетрадь, папки для хранения книг и тетрадей, чернила, - вот дальнейшие пункты программы ручного труда и других занятий. И каждый следующий шаг в осуществлении этой программы будет желанною для детей целью.

В классе много и другой работы по приведению его в порядок, по содержанию его в чистоте. Это тоже интересная для детей работа. Если после уроков учитель старательно стер пыль с своего стола, свел чернильное пятно на нем, так как же не сделать этого и детям. Если после уроков учитель берет половую щетку, выметет пол, как же отказаться ученикам от удовольствия помочь ему, да еще если за дверью стоят детские половые щеточки. Но щеток на всех не хватит, да и нет надобности делать всем одно и то же дело, довольно для этого двух или трех. И вот первый урок общественности - по поводу распределения между детьми этой приятной обязанности, для установления очереди дежурств по уборке класса. И распределения должны сделать сами дети. А поливка цветов, а приготовление и выбор материалов для ручного труда, а исполнение поручений по закупкам, - разве все это не интересные дела и разве в школе не найдется еще много и много таких же дел?

Необходимость расширить сферы применения детского труда на всю школу, позаботиться о том, чтобы и дома семья давала ребенку возможность посильного приложения его рук, если он, войдя во вкус этой работы в школе, пожелает и дома убирать свою постель или комнату. А в школе, кроме уборки и украшения, есть и другие дела. Ведь ученики должны получать в 12 час. завтрак; для этого надо нарезать хлеб, накрыть стол, поставить посуду, принести кушанье, потом убрать со стола, вымыть посуду, поставить все это на место; и тут надо установить очередь, дежурство. А со временем ученики научатся готовить этот завтрак. Всякий ребенок должен сохранять право отказываться от каждой в отдельности и даже от всех этих занятий, но кто имел дело с детьми, тот не станет утверждать, что таких детей, которые откажутся от всего этого, найдется много.

Постепенно и довольно быстро у детей в школе вперемешку с играми, забавами, беседами между собой и с учителем заведется столько интересных занятий, что и скучать им будет некогда. Дело учителя распределить эти занятия так, чтобы все желающие по возможности могли бы принять в них участие. Занятия эти могут быть распределены на занятия общие, групповые и единичные. Только первые из них будут иметь некоторое сходство с современными уроками, хотя продолжительность их и время, для них определяемое, может меняться в зависимости от разных обстоятельств и желания детей. Будучи общими, они не будут обязательными для всех, и каждый ребенок будет иметь право уйти из класса или, оставаясь в нем, заняться своим делом при условии не мешать другим. Такие общие занятия - уроки - будут посвящены: ручному труду, искусствам (пению, рисованию, лепке), чтению, письму, упражнению в счете и беседам по картинкам и предметам (предметные уроки).