Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 89

Тем не менее все это не лишает воспитателя права и самому принимать участие в воздействии на воспитанников в желательном для него направлении. Каждый воспитатель и каждый учитель ведь должен быть тоже носителем какой-нибудь идеи. Он не должен делать из этого секрета от своих воспитанников, и его влияние будет тем сильнее, чем искреннее сам он исповедует какое-нибудь убеждение. И в деле воспитательного влияния школы возможна некоторая планомерность и заранее обдуманная организация. Только она должна быть планом действий,  а  не  связывающей воспитателя инструкцией. Хороший полководец всегда составляет план предстоящего сражения, но никогда не задумывается отступить от него или совсем его изменить, если того потребуют обстоятельства. Так должен действовать и воспитатель. В целях правильного физического воспитания детей школа должна стараться убедить детей организовать правильную смену умственного и физического труда, отдыха и развлечений. Она должна обеспечить детям правильное питание в школе, должна дать в классе достаточно света, тепла и воздуха и возможность в перерывах между занятиями двигаться на открытом воздухе. Целями физического развития могут служить и содействовать следующие меры:

Рациональное распределение занятий и продолжительности разных видов этих занятий.

Введение физического труда и подвижных игр и упражнений.

Обязательные горячие завтраки.

Устройство при школе площадки или сада для игр и занятий на открытом воздухе (зимою и летом).

Устройство прогулок, более далеких экскурсий и целых путешествий.

Организация врачебного надзора за здоровьем детей, цель которого приучить их самих следить за своим здоровьем.

Что касается нравственного воспитания, то все до сих пор практиковавшиеся способы его в училищах должны быть признаны не достигающими своей цели. Причем одинаково бесполезным является для этой цели и преподавание закона Божьего в том виде, в каком оно ведется во всем мире, и преподавание морали, заменившее закон Божий во французских школах. Проведение в жизнь кодекса хорошего поведения при помощи наград и наказаний также должно быть признано вредною и развращающею мерой.

Только идеи правды, добра и справедливости всегда могут удержать человека от всего дурного, и только свободно с радостью воспринятые им, увлекшие его, эти идеи твердо укоренятся в его душе и не покинут его никогда. Создать условия наиболее широкого и наглядного распространения таких идей в школе - вот задача нравственного воспитания. Из школьной жизни должно быть исключено все вредно влияющее на нравственность людей и прежде всего в ней не должно быть ни различия между детьми по полу (обучение должно быть совместным для девочек и мальчиков на всех ступенях), ни различия по правам, даже между учениками и учителями: что позволено одним, то должно быть позволено и другим. Не должно в школе существовать ни начальников, ни подчиненных, понятия приказания и распоряжения должны быть исключены из школьной практики.

Само собой разумеется, не может сохраняться в свободной школе и такой пережиток варварства, как наказание за дурное поведение. 

Связь школы и семьи

Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддерживать и развивать эту связь. Родители должны постоянно привлекаться к общей работе по ведению школы. Они приглашаются принимать участие в общих школьных советах, их извещают о педагогических советах, на которых всякий желающий может присутствовать, выборные от родителей каждого класса могут, кроме того, принимать постоянное участие в совещаниях педагогического совета, в качестве его полноправных членов. Кроме того, от времени до времени должны быть устраиваемы частные совещания родителей и педагогов по отдельным классам.

Для родителей должен быть всегда открыт свободный доступ в классы, где учатся их дети, и на все собрания, вечера, утра [утренники], школьные праздники, которые устраиваются в училище.

Школа должна принимать самое близкое участие в домашней и частной жизни детей. Для них она должна быть всегда открыта, - это их клуб, в которой они могут собираться, когда им будет угодно и для чего угодно, могут приглашать туда своих друзей и знакомых. Школа должна, по возможности, поощрять и домашние собрания детей и их домашние праздники.

Старшие, родители и воспитатели могут посещать эти праздники исключительно по приглашению самих детей.

Общественная задача свободной школы

Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обучения. Как общий тип - это дело будущего, но для того чтобы приблизить его осуществление, необходимо немедленно же приступить к устройству хотя бы одной и еще лучше нескольких таких школ. Они должны служить живыми примерами осуществления идеи свободной школы, наглядной проповедью.

Чтобы школа эта действительно имела такое значение, она должна быть широко доступна всем интересующимся этим делом. Всякий желающий может получить свободный доступ как на уроки, так и на все заседания и собрания, устраиваемые в школе.

Но и этого недостаточно. Школа должна сама позаботиться о том, чтобы плоды опыта получили возможно более широкое распространение. Для этого она должна издавать от времени до времени небольшие сборники отчетов, протоколов своих заседаний, рефератов и докладов преподавателей и родителей, разбирающих отдельные стороны организации школы.

И тогда школа станет большим общественным домом, привлечет к себе искренне преданных ее идее участников и сотрудников, т.е. получит общественную поддержку. Влияние ее распространится далеко за ее стенами, и, может быть, она сыграет известную роль в деле выработки нового типа низшей и средней школы, - типа, который все яснее вырисовывается в своих главных чертах, но еще окончательной формы не получил. Ясно только, что выработка его идет в том же направлении расширения свободы обучения, более полное выражение которого мы и старались изложить.