Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 110

На это последует возражение, что нельзя же детям все играть и только играть; это поведет лишь к тому, что ребенок вырастет неучем, бездельником, не признающим никаких обязанностей и долга. Неучем ребенок не вырастет, ибо у ребенка, кроме потребности в игре, есть другая, не менее сильная потребность, - потребность знания, любопытство. - И тот воспитатель, который позволит ребенку играть в волю, вполне удовлетворит ребенка и в этом отношении, ибо такой воспитатель только и считается с потребностями и запросами ребенка, а не с тем, что предписано в программах и циркулярах. Напротив того, воспитатель, который следует принудительной системе, постоянно стесняя свободу ребенка, лишая его игр, не только не удовлетворит его свободных запросов в области знания, но и убьет в нем интерес и любовь к знанию и учению. - То же самое можно сказать и относительно того, станет ребенок бездельником или нет. Что касается обязанностей и долга, то прежде всего необходимо помнить, что дети, как и все другие живые существа, наделены неотъемлемыми правами на жизнь и счастье, и прежде чем внушать детям понятия об обязанностях и долге, необходимо сначала сделать все, зависящее от нас, чтобы удовлетворить права детей. Ребенок хочет быть свободным и счастливым именно в данную минуту, теперь, а не когда-то в будущем, и он получает удовлетворение своему желанию в игре; в этом его неотъемлемое право, а его ограничивают в этом праве и взамен этого навязывают ему понятия об обязанностях и долге. Если хотите воспитать не рабов, а борцов за счастье и права человека, постарайтесь сделать все, зависящее от вас, чтобы детство воспитанников ваших было радостным, свободным и счастливым, ибо этим будет положено богатое начало для сформирования свободной, высоко развитой личности.

Нужно ли воспитателю принимать участие в детских играх или же оставаться в роли наблюдателя? Если воспитатель может отдаваться игре с увлечением, как отдается ей ребенок, если он в самой игре будет лишь старшим товарищем, более сильным, ловким, более знающим и развитым, то в таком случае игра для ребенка станет неисчерпаемым источником поучения, знания, развития. Роль воспитателя к таком случае будет иметь огромное значение, ибо он будет воспитывать играя, т.е. без всякого насилия и принуждения; сам того не замечая, ребенок будет учиться играя, радостно и свободно воспринимая те знания, которые сделают его жизнь более счастливой и сознательной.

Если же воспитатель принимает участие в детской игре с одною определенною целью - руководить, повелевать и распределять всю игру по-своему, не считаясь с желаниями ребенка, то в таком случае лучше ему никогда не принимать участия в детских играх: ничего, кроме вреда, таким участием в игре он не принесет; ничего кроме скуки, не получит сам, отравит лучшие, радостные минуты игры ребенку.

Как должен поступить воспитатель, если он видит, что игры детей принимают явно нежелательный характер? Когда игры детей принимают нежелательный характер, то принимать какие-либо меры к предотвращению этого - бессмысленно, ибо уже поздно: то, что проявляет ребенок в игре, воспринято им при наблюдении. Ни угрозами, ни убеждением и ласками вы не удержите ребенка от такой игры, ибо он стремится к ней не в силу каприза, прихоти или упрямства, а в силу необходимости, потребности. Ребенок наблюдает окружающие его предметы, явления, людей, животных и т.п. совершенно беспристрастно, вполне объективно. Правда, те или другие предметы, явления более или менее сильно действуют на впечатлительность ребенка, но, наблюдая, ребенок не подвергает логической критике (и подвергать не может) и нравственной оценке того, что представляется его вниманию и наблюдению. Точно так же поступает ребенок и тогда, когда подражает. И наблюдает, и подражает, а следовательно, и играет ребенок не потому, что находит это нужным, хорошим или дурным, а в силу прирожденной способности к наблюдению и подражанию. Придется увидеть ребенку, как кто-либо с опасностью для своей жизни спасает другого из огня или воды, - ребенок будет в игре подражать этому так же, как будет подражать и другому человеку, который совершал над кем-либо грубое насилие.

События семейной, общественной, государственной жизни постоянно отражаются в играх детей. Дети с одинаковым увлечением играют в войну и в собрания, в разбойников и в торговцев, в жуликов, в докторов, в папу, маму и т.п. Чем более в жизни людей насилия, эксплуатации, жестокости, тем игры детей будут  грубее, тем больше в них будет отрицательных сторон - и наоборот. Естественно, что наказывать ребенка за дурные игры или поощрять за хорошие - и бессмысленно, и несправедливо, и в конечном счете вредно: когда ребенок играет, он не сознает, дурно ли, хорошо ли то, во что и как он играет; не виноват он и в том, что ему приходится наблюдать отрицательные или положительные стороны жизни.

Что же делать? Не махнуть же воспитателю рукою на все это и предоставить все течению обстоятельств? Задача воспитателя в том, чтобы ребенок как можно меньше мог наблюдать отрицательные стороны жизни; задача воспитателя в том, чтобы направлять внимание ребенка на те стороны и явления жизни, наблюдение которых внесет в игры и в жизнь ребенка как можно больше положительных начал.

Прежде же всего и главнее всего: “Врач, - исцелися сам”. Жизнь воспитателя должна служить ярким, светлым, достойным примером подражания, его личность - привлекательной, обаятельно-прекрасной в глазах ребенка.

Но не нужно забывать, что воспитателем является не только тот, кто специально занимается с детьми: главным воспитателем является жизнь. До тех пор, пока не будут улучшены жизненные условия, пока насилие и эксплуатация будут составлять содержание и цель нашей жизни, - никакие воспитатели, никакие школы ничего не сделают, и зло, несовершенство и недостатки нашей жизни всегда получат верное отражение в играх и жизни детей. Все мы, недовольные дурными играми и поступками детей, уподобляемся мартышке в басне Крылова, увидевшей в зеркале свое изображение. Дети не виноваты, что жизнь наша дурна и безнравственна, и пословица справедливо говорит нам: “Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива!”