Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 68

Объяснять принцип новыми примерами мы считаем излишним. В уме читателя, вероятно, и без того чередуются сотни образов того, как обаятельно-тепло и плодотворно могли бы сложиться жизнь, семья и общество при господстве этого принципа, если б он проник в них чрез воспитание.

Итак, не требуйте от детей уважения и любви, как должного; не требуйте нравственных воззрений и силы характера, а позаботьтесь о воспитании этих качеств. Не будьте строги к недостаткам детей, если хотите, чтобы дети, подросши до права суждения и его заявления, не были строги к вам самим. Признайте за ребенком право дарить любовью, самое дорогое право в мире; признайте хоть за подрастающими детьми это первое личное право младенца. (...) И потому, вместо гневного укора, обратитесь к ребенку с предложением “жить дружно!”.

Учитель: Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием и обучением детей. 1866, № 17, 18. - С. 593-597.                                                

Н. Е. Румянцев*

20 ЛЕКЦИЙ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ НАРОДНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Задачи педагогической психологии

Глава 1.Задачи педагогической психологии

(...) Педагогу нужно прежде всего познакомиться с человеком, как предметом воспитания, и особенно с объектом воспитания - ребенком, его природой и законами его развития. Среди же всех наук о человеке занимает центральное место наука о душевной жизни - психология, изучение которой вместе с наукой о развитии детской души - генетической психологией - и должно лежать в основе педагогического образования. (...) Педагогическая психология - система знаний, самостоятельная наука, имеющая свой предмет, свои задачи, хотя и опирающаяся на данные, добытые изучением душевной жизни взрослых и душевного развития детей. (...)

Наука о воспитании зародилась давно и текла по двум главным руслам, которые в последнее время сливаются в новый широкий поток. Первое русло - эмпирическое (опытное) направление в педагогике - это наблюдение учителей-практиков над ходом преподавания в школе; второе - спекулятивное (умозрительное) - размышления философов и общественных деятелей о желательной организации школы и воспитания. Первое предшествовало второму, а наука о воспитании - искусство воспитания, зародившееся вместе с появлением человека. Заботу о детеныше, его выкармливании и приспособлении к жизни мы находим даже у животных, и эта забота растет по мере увеличения беспомощности детей с восхождением по биологической лестнице. Наиболее беспомощным рождается человеческий ребенок, который имеет очень длинное детство и  требует наиболее продолжительного ухода за собой. (...) В то время, когда жизнь человека не отличалась сложностью, и ученье было невелико. Взрослому нужно было только добыть пищу и защитить ее от врагов - уменье охотиться и воевать. И ребенка  учили быть ловким, выносливым, развивали его физическую силу. Специальных школ не было, учили и воспитывали сами родители, сама жизнь. Она развивала в детях те качества и способности, какие были необходимы для борьбы за существование, для того чтобы приспособиться к окружающей среде. Правда, очень рано начинают накапливаться уже известные знания, появляется первобытная наука, зарождающаяся, с одной стороны, из практических потребностей (астрономия, арифметика, письмо), с другой - из присущего человеческому духу стремления к пониманию окружающей природы (мифология, философия), возникает искусство в виде религиозных танцев, песен и т.п., но в начале и наука, и искусство являются общим достоянием. (...) В улучшении жизни большое значение имели два фактора - это изменение экономических условий существования, например переход от взрослого звероловного быта к пастушескому и земледельческому, и, с другой стороны, усовершенствование способностей под влиянием их упражнения при помощи деятельности. По мере того как улучшались условия общественной жизни, облагораживались нравы, мало-помалу создавалась культура, зарождалась цивилизация. Общество стало расслаиваться, оно разделилось на правителей, ученых, воинов, судей, рабочих и т.п., вообще появился целый ряд профессий, требовавших специальных знаний, определенной подготовки. Возникли школы, появились учителя. (...) Естественно возникли вопросы: ”чему учить и как учить?“. В начале эти вопросы решались просто под влиянием практических требований жизни: учили тому, что надо было знать человеку, готовившемуся к известной деятельности и так, как умели. Но мало помалу учителя приобретали опытность, вырабатывали известные навыки, приемы обучения, которые делались образцами для подражания, благодаря чему сохранялись, передавались и, наконец, кристаллизировались в целую эмпирическую систему воспитания. (...)

Учителям-практикам очень часто не доставало и уменья правильно понимать и истолковывать душевные переживания детей во время школьной работы. Только таким гениальным педагогам и реформаторам воспитания, как Коменский, Локк, Руссо, а особенно Песталоцци и Фребель, удавалось, хотя и не всегда, стать вполне на точку зрения ребенка и заметить, - что горлышко понимания ребенка крайне узко (Коменский), что развивается ребенок при помощи упражнения под влиянием интереса (Локк), что дети имеют свои собственные мысли, чувства, не похожие на наши, и до переходного возраста (12 лет) мало способны к отвлеченному мышлению (Руссо), что развитие ребенка есть ни что иное, как проявление его способностей при помощи самостоятельной деятельности, обуславливаемой непосредственным наблюдением действительной жизни и личными переживаниями (Песталоцци, Фребель), и что поэтому нельзя обременять детей знаниями, особенно отвлеченного характера, что не только разум, даже память не развиваются от заучивания наизусть, что нужно сообразовываться в обращении с детьми не только со степенью их развития, но с особенностями их индивидуальности и характером одаренности, что успех воспитания зависит от уменья возбуждать духовную самостоятельность детей и пользоваться такими средствами естественного саморазвития ребенка, как игра. Большинству же учителей такое глубокое понимание детей редко удается, и они, истолковывая детские душевные переживания по аналогии со своими собственными, считают, например, что для детей является наиболее простым то, что кажется таковым для них самих. Отсюда целый ряд педагогических ошибок. (...) Неправильное понимание его душевных  переживаний при поверхностном наблюдении ведет к глубоким педагогическим ошибкам. И таких ошибок, обусловленных недостаточным пониманием душевной жизни детей, к сожалению, много укоренилось и у нас в педагогической практике.