Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 88

Центр тяжести обучения должен быть перемещен с содержания предмета на его методы. Вместо того чтобы сообщать ученикам непременно определенную сумму фактов по каждой из вышеупомянутых отраслей знания, преподаватели должны поставить своею задачей - познакомить учеников с процессом научного творчества, с материалами каждой науки и способами, которыми она пользуется для своих выводов. Это гораздо интереснее и полезнее. Классные занятия учителем должны быть по возможности заменяемы беседами по поводу самостоятельных занятий учеников, совместной выработкой плана этих занятий и выслушивания от учеников отчетов о результатах их работ. Такой метод вполне применим к изучению родной литературы, естествоведения, географии и истории. Он должен быть несколько изменен при первоначальном обучении иностранным языкам и математике.

И на второй ступени обучения умственная работа должна чередоваться с физической и занятиями искусствами. Правда, как те, так и другие могут быть до некоторой степени связаны с научными предметами (ручной труд по дереву и черчение с геометрией, рисование и живопись с естествознанием), но они имеют и должны сохранить для детей и самостоятельное значение, и самостоятельную цель - улучшение школьной и домашней обстановки детей, облегчение труда лиц, их окружающих, удовлетворение развивающихся эстетических потребностей. Дети должны вырасти в сознании, что и они работают так же, как взрослые, что в этом цель жизни всех людей и что только в свободное время от этой работы они могут предаваться эгоистическим развлечениям и занятиям наукою и искусствами для собственной пользы и удовольствия.

Эта ступень обучения должна подготовить юношей и девиц к дальнейшему курсу, сделать их способными к совершенно самостоятельному изучению различных отраслей знания.

Старшая ступень обучения заканчивает курс образования свободной школы и выпускает в жизнь людей с определенными стремлениями к дальнейшему совершенствованию, с живым желанием знания и деятельности, с полной возможностью работать на любом поприще или продолжать изучение наук в высшем или специальном учебном заведении.

Преподавание на этой ступени должно иметь почти универсальный характер, но не лекционный, а характер тех занятий, которые ведутся в лабораториях, учебных кабинетах или клиниках, где каждый будет получать или ставить сам себе определенную задачу и самостоятельно стремиться к ее разрешению. Преподаватель, являясь в училище в определенные часы, приходит туда только для того, чтобы оказать ученикам необходимую для них помощь в случае, если сами они в ней будут нуждаться. Иногда, по желанию учеников, могут устраиваться общие беседы по тому или другому научному вопросу или лекции об основах науки или новейших открытиях. Лекторами могут являться как преподаватели, так и отдельные ученики, а равно и посторонние, приглашаемые для этой цели лица преподавателями или воспитанниками. Чем больше проявят воспитанники самостоятельности в деле изучения науки, чем скорее освободятся от исключительного руководства своего наставника, тем полнее будет достигнута цель обучения.

Сами программы занятий, распределение их, выбор отделов той или другой отрасли знаний должны производиться на год или на полгода вперед на общих совещаниях воспитанников с их преподавателями. И все это вполне применимо ко всем отраслям знаний, как в области естествознания, так и в области гуманитарных наук и филологии (т.е. изучения языков). Рядом с этими научными занятиями могут и должны продолжаться занятия искусствами и ремеслами (практическое применение ручного труда). К этому могут быть добавлены некоторые практические предметы, напр.: счетоводство, стенография и др., если ученики пожелают заняться ими.

Мы совершенно уверены, что организованная таким образом школа в течение 10 - 12 лет обучения (с 6 - 7 до 16 - 18 лет) даст своим воспитанникам гораздо более широкое развитие, чем то, которое дают современные средние учебные заведения, и такое знакомство с содержанием и источниками всех главнейших отраслей человеческого знания, что для них никакая область не будет чужда; мы также уверены в том, что каждый из окончивших такое учебное заведение, если пожелает продолжать свои научные занятия в университете или изучать какую-нибудь специальность в одном из специальных высших учебных заведений, в один год свободно приготовится сам к любому экзамену, необходимому для поступления не только в каждый русский, но и в любой заграничный университет или политехникум.

Воспитательное влияние школы

Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания у ребенка, и оканчивается не с выходом из гимназии, а только со смертью человека. И семья, и школа всегда имеют на своих питомцев огромное воспитательное влияние, но степень его отнюдь не зависит от того, насколько эти учреждения желают воспитывать ребенка. Обусловливается сила их влияния другими причинами, и прежде всего наличностью элементов, сильно действующих на ум и воображение человека, и наличностью здоровой и нормальной обстановки.

Школа и семья отнюдь не должны задаваться задачею сделать из ребенка такого-то человека, привить ему такие-то идеи и привычки. Это ложный путь, который приводит часто прямо к противоположным результатам, к враждебному или презрительному отношению, именно к тому, что с детства особенно старательно внушают воспитанникам. В этом главная причина того глубокого непонимания, того страшного душевного разлада, который наблюдается в отношении старшего и младшего поколения, между отцами и детьми.

Семья и школа должны только обеспечить детям свободный выбор между злом и добром и широко открыть и в детскую, и в стены школы свободный доступ всем лучшим идеям и идеалам нашего века.