Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 17

Одним из наиболее важных средств, облегчающих создание высших духовных ценностей жизни, является расширение до пределов возможного свободное творческое духовное взаимодействие ребенка с окружающими его людьми на почве искания этих ценностей, их создания и воплощения в жизнь. Чем шире будет тот круг людей, сообща с которыми ребенок может искать высшие ценности жизни, и чем выше в смысле духовного творчества будут стоять эти люди на лестнице развития, тем скорее он их и найдет. Отсюда видно, какое важное значение имеет создание кругом ребенка тех высших форм общественности, фундаментом которых является коллективное творчество новых форм духовной и общественной жизни. Чем в большей степени воспитание и жизнь ребенка будут построены так, что он будет себя чувствовать членом более или менее широкой творческой общественной группы, стремящейся к духовному обновлению жизни, тем более будет обеспечено и его совершенствование в духовном отношении.

На создание высших форм общественности должно быть направлено наше самое усиленное внимание. Каждый из нас, в меру своих сил и способностей, должен содействовать расцвету свободной творческой общественности, должен содействовать тому, чтобы общество, начиная с тех тесных рамок, какие оно имеет в семье, и кончая теми широкими горизонтами, какие оно получает в жизни данного народа и всего человечества, стало свободным творческим обществом. Мы должны содействовать тому, чтобы вместо нынешней семьи, основанной на порабощении жены и детей, родилась новая семья, которая постоянно создает новые более совершенные формы своей жизни, которая непрерывно совершенствует себя и своих членов, которая является очагом наиболее благоприятным для создания творческих сил в них. (...)

Теория свободного воспитания предполагает новую семью и во всяком случае предполагает в старой семье стремление переустроится на новых началах. (…) Семья должна стать свободной семьей, свободным союзом всех лиц, ее составляющих. Вот естественный выход, который теория свободного воспитания делает из основных своих посылок. С первого взгляда может показаться, что при этом потрясаются все основы семейной жизни, что семья совершенно рушится и отдается во власть всяких случайностей. Но это только по-видимому. Наоборот, только при подобной перемене точки зрения могла бы быть создана истинная - здоровая и нормальная - семья. (...)

Родители прежде всего должны отказаться от своей власти, должны перестать быть рабовладельцами своих детей, должны взять на себя инициативу осуществления святого права свободы ребенка в семье, и тогда они создадут тот высокий тип семьи, который один только является благоприятной атмосферой для расцвета свободной творческой индивидуальности, чувствующей свою глубокую солидарность с человечеством и осуществляющей ее в свободном творческом деле. (...)

Три великие задачи, согласно теории свободного воспитания, ложатся на современного человека. Это - освобождение ребенка, освобождение самого себя и освобождение общества. И все эти три задачи находятся в теснейшей связи друг с другом,  и все они могут быть разрешены только одновременно, потому что разрешение каждого из них предполагает разрешение двух остальных. (...)

Резюмируя в заключение роль и значение теории свободного воспитания, можно было бы так охарактеризовать их в противовес всем другим воспитательным теориям, господствовавшим в прежние времена и господствующим в настоящее время. Только теория свободного воспитания впервые делает ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности, тем солнцем, той осью, или, как иначе еще можно было бы выразиться, вокруг которых должна вращаться вся практика воспитания и образования; только она считает, что в области воспитания и образования ребенок - живой, конкретный, данный индивидуальный ребенок - всегда должен рассматриваться как самоцель, а не как средство или орудие для какой-то другой вне его находящейся цели. В других же теориях воспитания мы видим как раз обратное; там целью является все, что угодно, но только не ребенок, или, во всяком случае, если он в них признается и целью, то с большими последующими ограничениями. Там ребенок приносится в жертву всему - религии, культуре, нравственности, государственности, тому или другому социальному устройству жизни и т.д. - но не получает своего признания, как таковой, во всей полноте своих самодержавных прав. (...)

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания

(…) В трех сферах  жизни  практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х, в пределах школы и вообще всякого рода воспитательных и образовательных учреждений и, наконец, в-3-х, в пределах семьи.

Насилие, которое испытывает ребенок как член государства, он терпит наравне с самими же взрослыми, полноправными членами государства, и освободиться от этого насилия во всем его целом он может не раньше, чем освободится от него и само взрослое поколение. Здесь интересы взрослых и детей вполне солидарны и весь вопрос сводится к созданию свободного общества, в котором наступил бы конец всем формам насилия и принуждения над личностью индивидуального человека.