Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 78

Чем менее определенна и устойчива личность человека, тем сильнее у него желание походить на других, делать как все, быть не хуже других. У детей, у которых личность еще только формируется, это желание не отставать от других, от товарищей в особенности, наиболее ярко выражено. В то время, когда у ребенка еще совсем отсутствует координация душевных переживаний, когда еще не обозначились, так сказать, даже контуры его личности, он охотно перенимает все, он легко поддается всякому внушению. Но с ростом и формированием личности, податливость внушению уменьшается. Как только ребенок, школьник, начинает чувствовать свое “я”, он сопротивляется всякому явному, очевидному посягательству на его права, всякому насильственному вторжению в его личность. Он не так легко поддается прямому внушению. Способность к критической оценке явлений внешнего мира, однако, у него еще очень слаба, и поэтому он легко поддается внушению непрямому, внушению обстановки, которая гипнотизирует его, внушению со стороны товарищей, литературы.  

В известном возрасте легко руководить детьми при помощи хорошо подобранного художественного чтения, доступного пониманию учеников и не идущего вразрез с ясно обозначившимися интересами учеников. Но даже и косвенным путем трудно внушить ребенку то, к чему он совсем не склонен, что противоречит его задушевным желаниям, что очень сильно затрагивает его интерес. (...)

Успех внушения обуславливается пониманием душевных переживаний ребенка вообще и его насущных интересов в данную минуту в частности. Необходимо связывать новые, прививаемые интересы с уже существующими. Если хотите, например, внушить ребенку интерес к занятиям той наукой, к которой он чувствует по какой-либо причине нерасположение, то постарайтесь найти в нелюбимой им науке такую сторону, которая может ему понравиться. Ребенок, положим, плохо читает, с трудом овладевает техникой и не любит читать. Попробуйте тогда найти доступную его возрасту и пониманию сказку, заинтересуйте ею (что легко сделать), дайте в руки книжку... написанную крупными буквами и иллюстрированную картинками и его не оторвешь от чтения.

Говоря о большой роли внушения и воспитания, мы не должны, однако, ни на минуту забывать, что внушение имеет границы... Эти границы не только в личности ученика и его интересах, но и в правильно понимаемых задачах воспитания: сделать ребенка существом разумным, сознательно и критически относящимся ко всем окружающим его явлениям, умеющим во всех явлениях разбираться и их всесторонне оценивать, вообще способным не поддаваться чужим внушениям. Роль внушения, таким образом, довольно неблагодарная: оно должно привести к самоуправлению, к понижению внушаемости. Внушение - это леса, которые необходимы при постройке здания и разбираются, когда постройка закончена.

Леса только обезображивают уже выстроенный дом. Легкая податливость внушению человека, уже вышедшего из опеки воспитания, делает его существом безвольным, малонадежным, малоценным в общественной жизни. Поэтому, чем старше ребенок, тем меньше можно пользоваться в воспитательных целях его бессознательною внушаемостью, тем более необходимо обращаться к его рассудку, сознанию, разуму.

Есть, может быть, только один вид внушения, который никогда не может принести вреда воспитываемому. Это внушение веры в свои силы, в свои способности. Если внушенное учителем ребенку убеждение в том, что он лентяй, неспособный учиться, испорченный мальчик, парализует силы ребенка и понижает его сопротивляемость неблагоприятным влиянием, то, наоборот, убеждение в своих силах, в возможности исполнить задачу прибавляет силы, повышает энергию, можно сказать, даже рождает энергию. (...) Если человек горячо захочет что-либо сделать и поверить в возможность достижения цели, он почти всегда добьется своего. (...) Скажите: эта задача очень трудна, сегодня у нас нелегкий урок, и вы сразу создадите неблагоприятное для продуктивности занятий настроение; наоборот, ободрите ученика, скажите ему, что задача только кажется трудной, что он, конечно, способен ее сделать, и вы увидите, что он исполнит работу лучше того, что можно было бы от него ожидать. Воспитание должно быть насквозь проникнуто доверием к ученикам, верой в их силы, способности и хорошие задатки. (...) Необходимо, (…) чтобы учитель ясно сознавал, что он всем своим поведением, речами, обхождением, манерами и т. д. внушает детям поступки, мысли, чувства, настроения, оказывающие влияние на формирование их личности.

Румянцев Н.Е. 20 лекций по педагогической психологии для народных учителей. - М.: Изд. журнала “Народный учитель”, 1913. - С. 3-21; 45-64; 87-106;  128-146.

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ

          Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой проблемы зависит счастье или несчастье индивидуумов, благосостояние целых обществ и даже будущее всего человечества. В воспитании, по замечанию Канта, кроется тайна усовершенствования человеческой природы. Мысль о громадном значении воспитания высказывается не только такими великими теоретиками философами, как Кант, но с большой силой и убедительностью и такими выдающимися педагогами-практиками, как Коменский и Песталоцци. “Человек делается человеком, - говорит Песталоцци, - лишь благодаря искусству воспитания”.

          Громадное значение воспитания обуславливается крайней беспомощностью вступающего в жизнь ребенка, как в физическом, так и в психическом отношении. В то время как животные рождаются более или менее подготовленными к борьбе за существование, ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. (...) Мы слышим, говорил Гете, то, что понимаем. Поэтому-то ребенок так мало наблюдателен и так плохо ориентируется в окружающей его обстановке. (...)