Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 30

(...) Нравственность и религия это слишком дорогие, слишком ценные, слишком интимные сокровища, чтобы их можно было вдалбливать и вколачивать из вне. Они должны вырасти свободно и непринужденно изнутри самого ребенка; они должны быть плодом его самостоятельной внутренней творческой работы, а не продуктом внешней дрессировки или обучения того или другого сорта. Нельзя обучить ни нравственности, ни религии, и то и другое личность создает и может создать только сама. Истинная нравственность может быть только личная нравственность, и истинная религия может быть только личная религия. Всякая другая нравственность и всякая другая религия есть только суррогат нравственности и религии. Поэтому было бы крайнею непоследовательностью, если бы “Дом Свободного Ребенка” поставил своей целью внедрить в сознание детей тот или другой кодекс нравственности и ту или другую данную, определенную религию.

Не внедрение детям тех или других ортодоксальных нравственных или религиозных воззрений, а деятельная помощь им в самостоятельной выработке своих собственных самобытных воззрений - вот в чем будет заключаться задача руководителей “Дома Свободного Ребенка”. И лучшему разрешению этой задачи будут способствовать не уроки морали и не уроки религии, а свободное, интимное, задушевное общение с детьми по поводу тех вопросов из области нравственной или религиозной жизни, которые ими самими поднимаются, или повод к поднятию которых дают естественные обстоятельства самой жизни. Это общение, эти разговоры с детьми могут возникать совершенно неожиданно, не в предустановленные часы, и чем более неожиданно возникают такие беседы, тем интимнее и задушевнее они бывают. И в этих задушевных беседах по поводу самых важных вопросов жизни руководители, высказывая свои личные взгляды, будут однако прилагать все усилия к тому, чтобы эти взгляды не оказали какого-либо давления на пробуждающуюся мысль детей, чтобы они не послужили препятствием к выработке в них самостоятельного, независимого суждения; их метод воздействия на детей в данном случае будет все тем же методом освобождения творческих сил в ребенке, о котором я говорил выше. (...)

X

(...) Искусство, подобно всему остальному, в этом учреждении должно быть тесно связано с жизнью ребенка, с его душевными состояниями, с теми образами, которые естественно и самопроизвольно в нем рождаются. На ребенка следует смотреть не как на ученика, а как на маленького художника, которому надо только помогать совершенствоваться и находить самому самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты. Искусство в “Доме Свободного Ребенка” должно стоять также в тесной связи с производительным трудом и теми научными предметами, которые там будут изучаться. Из пластических искусств там найдет себе место рисование и скульптура (лепка из глины, а позднее формовка из гипса). При работах детям должен быть предоставлен свободный выбор тем для работ. Сделанное детьми (рисунки, скульптура) будет подвергаться совместному критическому обсуждению. Замеченные недостатки будут исправляться самими детьми, но отнюдь не руководителем. (...) Достаточно будет того, если руководитель сам тут же в присутствии детей будет работать над каким-либо художественным произведением, так что дети будут иметь возможность наблюдать и сравнивать совершенные приемы работы со своими грубыми и несовершенными. Таким путем, не утрачивая своей самостоятельности, самобытности и оригинальности, они мало-помалу придут и к более совершенному исполнению своих художественных произведений. (...)

Подобным образом искусство должно найти себе применение и в области научных занятий. При занятиях естественными науками дети будут, например, составлять атлас тех животных, растений и минералов, которые они изучают. (...) Кроме такого атласа, может быть предпринято составление моделей из глины, воска, гипса или какой-либо другой легко формуемой массы. Эти модели могут быть раскрашиваемы для того, чтобы как можно больше походить на оригиналы. При занятии естествознанием для руководителей и детей является одним общим и интересным делом составление естественно-исторического музея (кроме атласа и моделей из глины и гипса, дети будут, может быть, принимать участие в набивке чучел и т.д.); материал для этого музея дадут также коллекции, собранные детьми за лето. (...)

Музыка должна идти навстречу естественным потребностям ребенка, содействовать его свободному гармоническому развитию и вести к наибольшему развитию его творческих сил.

Ребенок в музыке может являться или воспринимающим те или другие уже созданные музыкальные образы и сочетания или творящим новые музыкальные образы и сочетания. Первоначально, пока ребенок не овладеет музыкальными средствами, преобладает по преимуществу воспринимающая деятельность: ребенок слушает, что ему поют или играют на том или другом инструменте. Очень важен соответственный и разумный подбор последнего, так, чтобы он находился в соответствии с природою ребенка и теми изменениями, какие она претерпевает в процессе своего свободного естественного развития. (...)

XII

Часть времени (...) дети будут проводить за играми. (...) Следует особенно наблюдать, чтобы они вели к развитию творческих способностей ребенка. Игры должны быть вполне свободны и по возможности предоставлены самим детям. Чем меньше дети, тем больше надо дать им возможности заниматься играми и не считать потерянным то время, которое они проводят за ними. Что касается руководителя игр, то надо пожелать, чтобы он обладал возможно большим педагогическим тактом и по возможности стушевывался, умело пробуждал в детях собственную инициативу и собственное творчество.

Для ребенка игра такое же серьезное дело, как труд для взрослого, и переход от игры к труду совершается в жизни ребенка постепенно. Свободные, ничем не стесненные игры детей представляют вместе с тем самый удобный случай для изучения их индивидуальности и характера и, следовательно, для определения того направления, в каком воспитатель должен направить свои усилия, чтобы принести им наибольшую пользу в воспитательном и образовательном отношении. (...)