Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 111

Когда ребенок играет, он переживает лучшие минуты в своей жизни, он бывает вполне счастлив. При таком радостном, счастливом настроении духа ребенок легко и свободно воспринимает и усваивает все, на что обращено его внимание и что, конечно, доступно его силам. Зная это, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок испытывал радостное душевное состояние не только во время игры, но и во время умственных занятий, физических упражнений и работ. Принуждение и вызываемое им подавление состояние духа убивают в ребенке интерес к знанию, парализуют его силы и способности и превращают ребенка в жалкое существо, способное лишь из-за страха исполнять чужие приказания.

Вывод отсюда ясен: задача школы и воспитания в том, чтобы создать условия, благодаря которым умственное, физическое и нравственное развитие ребенка совершалось легко, радостно и свободно, как игра.

Решение этой задачи не по силам современной школе, ибо школа эта переживает период разложения и упадка; решение этой задачи в будущем, - в новой, свободной школе, в недрах которой дети найдут богатый, неисчерпаемый источник для своего развития и счастья.

Свободное воспитание. 1909-1910.  № 12. - С. 97-104.


Ф. Корбовец*

ТВОРЧЕСТВО – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

(Из заметок учителя)

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого

(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше преподавание ввести возможно больше творческого элемента. Это даст ученику самостоятельность прежде всего, потом инициативу и уверенность в свои силы.

Самодеятельность и проявление творческих запросов мы наблюдаем с первого проблеска сознания у ребенка, и это является главной основой его физического и умственного развития. Но с 7 - 8- летнего возраста, как только родители отдают ребенка в школу, начинается насилие над природой его. Ребенок в школе должен вполне подчиняться требованиям учителя и делать не то, что требует его природа, а то, что требует учитель. Уже с детства ребенок порабощается, и нет ему возможности развернуть свои силы, в его жизни нет весны в то время, когда расцвет и проявление его душевных физических сил доставляет ему самому и окружающим отраду и счастье.

Подавляя самодеятельность ребенка своими неуклонными требованиями, мы в это же самое время подавляем его самостоятельность.

По мысли Руссо, еще грудному ребенку следует дать принадлежать самому себе. Полезно ребенка оставить одного лежать в люльке спокойно. Сам ребенок найдет себе дело: он сперва будет заниматься своими ручками, ножками, и его окружающая обстановка даст ему достаточно материала к изучению окружающей действительности и к развитию своих органов чувств.

Не спешите дать ребенку новые предметы, пока он не изучит тех, какие его еще интересуют, - иначе он станет требовательным, плаксивым и в конце концов всякие игрушки не будут в силах удовлетворить ребенка, и его присутствие станет тягостным  для окружающих.

В детском возрасте, мы знаем, человек получает из окружающего, из своих наблюдений и опытов громаднейший курс знаний, и это бывает, главное, благодаря тому, что он был предоставлен самому себе, своим горьким опытом добывать знания. (...)

В основе такого естественного метода развития ребенка лежит его творческая деятельность.

Творчество проявляется с первых дней жизни, оно выражается во всей самостоятельной деятельности ребенка.  

Под творчеством следует понимать ту деятельность человека, которая совершается им по собственному почину, хотя бы результатом этой деятельности и явились создания такого же облика, как и у других, и ничего из себя не представляющего в отношении оригинальности. Таким не оригинальным творчеством отличается ребенок, когда он только начинает учиться пользоваться своими органами движения и чувств. Ум ребенка интенсивно работает вначале в областях изучения и исследования. Чтобы ребенку научиться говорить, ему нужно много наблюдательности, нужно развитие слуха и глаза; чтобы ребенку определять расстояние, ему нужно достаточное развитие осязания и т.п. Вот почему с самого детства мы должны давать возможность человеку все исследовать осязанием, слухом, зрением, обонянием и вкусом. Пусть наши дети все, что видят, имеют возможность исследовать своими 5-ю чувствами. Как безрассудно, когда родители наказывают своих детей за то, что они трогают вещи. Исследовать все своими пятью чувствами необходимо ребенку. Как ребенок научится видеть, если ему не дают возможности в этом упражняться, лишая его возможности наблюдать краски, смену и движение предметов? Как ребенок изучит расстояние (пространственное протяжение предметов) и свойства предметов, если все это будет отдалено от него? Как ребенок будет развивать вкусовые органы, если они не будут упражняемы? Пусть ребенок сладким и горьким опытом изучает природу, ее явления и предметы. Позволим ребенку до всего дотрагиваться, все пробовать, исключая того, что может принести существенный вред. Дайте возможность ребенку самому исследовать действительность на самых свободных началах.

Творческий, пытливый дух ребенка сделает самые точные, подробные исследования. Не приходилось ли вам наблюдать, с какой настойчивостью и терпением ребенок занимается самостоятельным исследованием? Не приходилось ли вам быть около ребенка, когда его полный покой в люльке указывал, что ребенок спит, но, взглянув на него, вы видели, что глаза ребенка широко раскрыты - и сна следов нет. Не говорит ли это за то, что ребенок или слушал звуки и старался различать их, или всматривался в предметы и изучал их. Пусть ребенок смотрит и трогает все: ему это необходимо для духовного развития. Мы, взрослые, и то чувствуем непреодолимое желание тронуть совершенно незнакомую нам вещь, хотя бы для зрения она была нам вполне доступна. Если у взрослых замечается стремление исследовать предметы всеми чувствами, то тем более это должно замечаться у детей.